Частные и государственные начальные школы Москвы: особенности обучения и качество образования
Начальное образование – это очень важный этап в развитии ребенка, который во многом определяет его будущие успехи в учебе. В этой статье мы расскажем о том, какие возможности предоставляют начальные школы в России, а также о лучших из них.
Первые начальные школы появились еще при Петре I. В то время они были классифицированы по разным признакам (цифровые, русские, адмиралтейские и т.д.) и были созданы в соответствии с европейскими традициями. Более массовое народное образование появилось позже, во времена больших социальных изменений в середине 19-го и начале 20-го века. Сегодня начальная школа уже не раз претерпевала различные изменения, приводившие к ее современному облику.
В России начальная школа не только открывает для ребенка новую образовательную ступень, но и меняет его социальный статус. Начальные классы – это важный этап в формировании будущей личности. В этом возрасте ребенок учится дисциплине и расширяет сферу взаимодействия с окружающим миром, что способствует развитию его творческих навыков, физической и эстетической культуры, а также мировосприятия.
Выбор начальной школы является важным вопросом для родителей. На сегодняшний день в России существуют как трехлетние, так и четырехлетние начальные школы. Однако все больше специалистов склоняются к тому, что четырехлетняя начальная школа обеспечивает более благоприятную адаптацию ребят к учебе. Возраст, с которого можно поступать в начальную школу, также варьируется от 6 до 7 лет. Ныне в России наблюдается тенденция к полному переходу на четырехлетнюю начальную школу, что создает более комфортные условия для учащихся и соответствует международным стандартам. Конечный выбор школы зависит от индивидуальных особенностей ребенка и предпочтений его родителей.
Какие нормативные документы регулируют качество начального образования в России? Они перечислены ниже:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (с изменениями, вступившими в силу 19.05.2013 г.);
- Нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, который является приложением к Приказу Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373;
- Приказы о внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования (от 26.11.2010 г. и от 22.09.2011 г.);
- Письмо Минобрнауки России от 24.10.2011 г. № МД 1427-03 "Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ";
- Письмо Минобрнауки России от 25.02.2011 г. № 03-114 "О мониторинге ФГОС общего образования";
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, который был разработан для обеспечения единства образовательного процесса на всей территории России, содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы. Также он устанавливает структуру программы и базисный учебный план, в который включен раздел "Внеурочная деятельность".
Нормативные документы гарантируют создание комфортной обстановки в процессе обучения и создание наиболее благоприятных условий для учеников.
В современной начальной школе существуют две основные системы обучения: традиционная и развивающая. Традиционная система предполагает изучение одной из семи программ: «Школа России», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа» и «Планета знаний». С другой стороны, развивающие программы Занкова и Эльконина-Давыдова также продолжают привлекать учителей и родителей. Многие обычные программы были переработаны и включают в себя развивающие методы.
Ниже будут перечислены особенности каждой из программ:
- «Школа России» делает ставку на приобщение детей к культуре и традициям России, а также на духовно-нравственное развитие, формирование интереса к истории страны, ее природе, и так далее.
- «Школа 2100» ориентирована на развитие личности ребенка, раскрытие его творческих способностей.
- «Начальная школа XXI века» мягко адаптирует детей к учебному процессу и предлагает обучение в форме игры. Школьники учатся самостоятельно добывать знания, участвовать в дискуссиях, обсуждать и анализировать.
- «Гармония» – это сочетание традиционных и развивающих методов. Программа направлена на создание гармоничных отношений между учителями и учениками, а также между детьми. В программе внедрены новые технологии обучения.
- «Классическая начальная школа» основана на традиционных методиках. В свою очередь, «Перспективная начальная школа» идеально подходит для обучения детей разных возрастов и уровней знаний в одном классе, таких как сельские школы.
- «Планета знаний» предлагает задания, которые способствуют развитию детей. Школьники становятся более инициативными и самостоятельными, учатся делать выводы и добывать информацию.
- Программа Занкова отличается от других программ. Во-первых, учителя создают доверительные отношения со своими учениками, чтобы ученики чувствовали себя комфортно не только в классе, но и на прогулках, экскурсиях, культурных мероприятиях. Во-вторых, дети выполняют задания перед тем, как изучать соответствующую теорию. Они изучают материал самостоятельно. Занятия проходят в быстром темпе и считаются сложными, но притягательными для детей.
- Программа Эльконина-Давыдова делает акцент на теории, правилах и понятиях. Она развивает мышление ребенка. Большая часть занятий проходит в классе, а дети могут отдыхать дома. Очень мало учителей в России умеют преподавать эту программу.
Виды начальных школ: государственные и частные
Существует несколько видов начальных школ, которые отличаются друг от друга как направленностью, так и форматом. В отношении направленности, начальные школы углубленно изучают различные предметы, например, иностранные языки или математику. Они также различаются по формату, то есть могут быть частными или государственными.
Несмотря на трудное экономическое положение, интерес к частным школам по-прежнему остается высоким. Многие родители считают, что именно частные школы могут предоставить более качественное образование. Однако, стоит ли действительно выбирать частную школу для своего ребенка? Давайте разберемся в этом вопросе.
Частное образование всегда считалось более престижным, чем государственное. И нет ничего удивительного в том, что оно все еще остается таковым. Если говорить о преимуществах, то в первую очередь стоит отметить то, что количество учеников в классе в несколько раз меньше, чем в государственных школах. И как известно, чем меньше детей, тем более развита индивидуальная работа преподавателя с каждым учеником.
Среди преимуществ также можно отметить наличие как обычных, так и редких программ в частных школах, что позволяет ребенку получить более широкий кругозор. Комфортная обстановка и благоприятный микроклимат помогают детям лучше учиться и развиваться. В частных школах есть учителя-логопеды и психологи, что позволяет своевременно заметить и устранить все недостатки ученика. Безопасность зданий, классов и залов, а также качественное питание в столовой входят в безусловные преимущества частных школ.
Единственный недостаток - необходимость платить за обучение в частной школе. И суммы за обучение порой бывают немаленькими.
Можно посмотреть на рейтинг самых лучших частных школ Москвы, куда входят школы «Лучик», «Наши традиции», Ломоносовская школа, «Радуга» и «Ступени».
Государственные школы, как правило, являются бесплатными, но зачастую не отвечают требованиям родителей по качеству образования, предоставляемого детям. В государственных школах количество учеников в одном классе может достигать 30 или более, что значительно затрудняет работу учителя и не позволяет ему уделять должное внимание каждому ученику. В то же время, государственные школы являются основой системы образования и, несмотря на эти проблемы, учебная программа и план строго соответствуют стандартам.
Обучение в государственной школе обеспечивает ученикам разностороннее образование, поскольку учебная программа предусматривает изучение большого количества предметов. Однако большой поток учащихся может вызвать впечатление, что школа работает как на конвейере, без учета индивидуальных потребностей каждого ученика. Дополнительные секции и услуги, которые в некоторых случаях могут быть существенными для развития ребенка, как правило, предоставляются за дополнительную плату.
Тема качества образования в начальной школе является крайне актуальной, особенно если сравнивать частные и государственные школы. На первом этапе обучения понятие качества включает в себя не только базовые навыки, такие как грамотность, навыки чтения и письма, но и такие ключевые личностные характеристики как дисциплина, усидчивость, трудолюбие, любознательность, творческий подход и воображение. Эти качества будут отражаться на успехах учащихся в дальнейшем.
В государственных школах обычно используется формальный подход к обучению, который не всегда помогает развивать личностные качества учащихся. В то время как в частных школах используется личностный подход, который не только помогает учащимся получить нужные знания, но и развивает их способности к познанию мира. Этого добиваются за счет использования уникальных образовательных программ, творческих методик, неформального общения между учителем и учеником, а также грамотной работы школьных психологов.
В то же время, родители могут столкнуться с определенным риском. Иногда при переводе в государственную школу ученик из частной школы может значительно отстать от своих новых одноклассников по уровню знаний. Но обычно это исключение из правил. Поскольку в большинстве случаев ученики частных школ имеют более высокий уровень образования и более мотивированы к получению знаний и достижению успеха.
Как выбрать школу для своего ребенка? Частная или государственная? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим основные плюсы и минусы обоих типов школ.
Частная школа
Безусловно, имеет свои преимущества. Меньшее количество учеников в классе позволяет обеспечить более индивидуальный и качественный подход к каждому ребенку. В таких школах обычно есть большое количество кружков и секций, что способствует развитию интересов учащихся. Также частные школы часто обеспечивают безопасность и охрану, а также имеют квалифицированных специалистов (например, детских психологов или логопедов). Еще одним преимуществом является наличие высококачественной материально-технической базы и качественного питания. Однако необходимо учесть, что обучение в частной школе часто является платным.
Государственная школа
С другой стороны, может похвастаться свой проверенной временем системой обучения и абсолютно бесплатным обучением. Однако, также есть и недостатки. В государственных школах обычно много учеников в классе, что затрудняет адаптацию каждого ребенка и связано со спадом качества обучения. Также не во всех школах есть возможность углубленного изучения предметов. Часто отсутствует охрана и недостаточная материально-техническая база с использованием в питании полуфабрикатов.
Совет экспертов - если финансовые возможности позволяют, то стоит выбрать частную школу, где вашему ребенку окажутся высококвалифицированные специалисты в комфортной и безопасной обстановке. Однако, не стоит забывать, что выбор школы всегда зависит от индивидуальных потребностей и интересов каждой семьи.
При выборе частной школы, необходимо обратить внимание на подтверждающие документы (лицензию, аккредитацию), программу обучения, наличие квалифицированных учителей и других специалистов, удобство местоположения школы, ее материально-техническую базу и атмосферу в школе. Также не помешает ознакомиться с отзывами, что подскажет, насколько качественно работает конкретное учебное заведение.
Выбор школы - ответственный шаг для семьи и для ребенка самообладания, дисциплины, режима и новых друзей. Желаем всем удачного выбора!
Фото: freepik.com