Контролируемые иностранные компании: порядок и условия признания
Одним из способов снижения налоговых расходов бизнеса является регистрация компании за рубежом. Таким образом можно достичь минимизации налоговых затрат при переводе активов КИК на территорию РФ. Стоимость консультационных услуг в данной области может зависеть от различных факторов: сферы деятельности, масштаба бизнеса и других особенностей. Поэтому при выборе консультационной компании необходимо ориентироваться на ее рейтинг, длительность работы на рынке и репутацию.
Важной обязанностью граждан и юридических лиц в РФ является перечисление налоговых платежей в бюджеты разных уровней. Этот процесс контролируется ФНС, которая заинтересована в получении информации о всех источниках доходов налогоплательщиков, даже тех, которые находятся за рубежом. Например, КИК могут быть одним из таких источников, а доход, получаемый резидентом от КИК, облагается соответствующими налогами в соответствии с действующим законодательством РФ.
В контексте этой темы важно понимать, какие зарубежные образования считаются подконтрольными российским налогоплательщикам. Также стоит рассмотреть необходимость сообщения о принадлежности к КИК и возможность перевода зарубежной компании под юрисдикцию РФ. Все эти вопросы стоит обсудить с опытным специалистом на бесплатной консультации, которая предоставляется в некоторых консультационных компаниях.
Вопрос о признании зарубежных организаций и структур контролируемыми иностранными компаниями (КИК) является важным для налоговой системы России. Организации, признаваемые КИК, - это, в первую очередь, юридические лица, зарегистрированные в других государствах и подчиняющиеся их юрисдикции, а не России. Владельцы этих компаний не платят налоги в России, хотя контролирующими участниками компании могут быть российские резиденты - как физические, так и юридические лица. С другой стороны, структуры, признаваемые КИК, имеют иную организационную форму, допустимую по закону государства, в котором они созданы. В отличие от компаний, структуры извлекают прибыль и имеют бенефициаров - участников или иных лиц, получающих личную прибыль.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ, иностранные структуры создаются на основании законодательства других государств, имеют не юридическую форму и сопряжены с извлечением прибыли. Чтобы определить, к какой категории принадлежит иностранный субъект, Российское министерство финансов рекомендует сначала ориентироваться на законодательство, на основании которого субъект учрежден, затем сопоставлять его характеристики с положениями Налогового кодекса РФ. Если есть затруднения с однозначным определением структуры, то она будет считаться компанией.
Контролирующие лица иностранных компаний
Согласно определению, представленному в законодательстве РФ, контролируемой иностранной компанией считается организация или структура, находящаяся за пределами России, деятельность которой контролирует лицо, являющееся налоговым резидентом РФ. Но что означает термин «контролируемая компания»? На самом деле, контроль над иностранным субъектом подразумевает возможность влиять на решения, принимаемые внутри организации, которые связаны с тем, как распределяется прибыль контролируемой компании.
При этом важно отметить, что степень контроля лица не имеет значения: в соответствии с разъяснениями, представленными в Письме Минфина от 20 июня 2017 года № 03-12-11/2/38303, влияние на принимаемые решения любым лицом может считаться контролирующим. Даже с минимальными полномочиями, лицо может блокировать решения, поэтому согласно российскому законодательству такое лицо будет считаться контролирующим.
Если говорить конкретно об иностранной структуре, которая не является юридическим лицом, то контроль здесь подразумевает возможность влиять на распределение активов. Важно отметить, что решения, связанные с прибылью структуры и ее распределением, должны зависеть от российского субъекта. В Письме Минфина от 20 мая 2019 года № 03-12-12/2/36124 говорится о том, что любые вероятные отношения между российским лицом и субъектом, распоряжающимся активами структуры, будут учитываться, если благодаря таким отношениям резидент РФ может влиять на распределение прибыли структуры.
Термин «контролюющее лицо» может использоваться, если:
- доля участия российского субъекта в зарубежном субъекте составляет не менее 25%;
- доля составляет только 10%, но кроме данного лица, в субъекте принимают участие другие резиденты РФ, и их общая доля составляет не менее 50%;
- лицо способно влиять на принимаемые в организации решения, касающиеся распределения ее прибыли.
Контроль над иностранной структурой может быть у ее учредителя или другого лица, соответствующего хотя бы одному из перечисленных в статье 25.13 НК РФ условию: имеет право на полный доход структуры или на его часть, может распоряжаться ее имуществом либо получит его после того, как она прекратит свою деятельность (например, в результате ликвидации).
Однако, есть ряд случаев, когда резидент РФ не вправе считаться контролирующим лицом КИК, например:
- если участие субъекта РФ в КИК осуществляется через российскую публичную компанию;
- если субъект прямо или косвенно участвует в зарубежной фирме, при этом одновременно действуют следующие условия: ценные бумаги фирмы допущены к обращению хотя бы на одной фондовой бирже из тех, что расположены в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития, его доля участия не более 50% и процент обыкновенных акций превышает четверть уставного капитала фирмы, сформированного с их помощью.
Кроме того, существуют дополнительные условия, представленные в пункте 10 статьи 25.13 НК РФ, при соблюдении которых учредитель зарубежной структуры не считается контролирующим и не обязан уведомлять ФНС РФ о своем отношении к ней. Это будет актуально, если данное лицо не получает прибыль от структуры, не распоряжается ее прибылью, не имеет прав на ее имущество и не может влиять на решения, связанные с порядком распределения дохода.
Кто имеет право признать лицо контролирующим и уведомить о контролируемых иностранных компаниях?
Законодательством Российской Федерации установлены два порядка признания лица, являющегося российским гражданином или организацией, контролирующим зарубежную компанию. Это добровольный порядок, когда субъект РФ сам подает уведомление в инспекцию, и принудительный порядок, когда ФНС узнает о статусе лица из других источников.
Добровольный порядок признания контроля иностранной компании предпочтительнее для инспекции и контролирующего лица. При этом важно своевременно (в течение трех месяцев с момента появления у лица КИК) сообщить о факте вхождения в круг участников зарубежной фирмы или об учреждении зарубежной структуры. Кроме того, контролирующему лицу необходимо каждый год направлять в ФНС уведомление о контролируемых иностранных компаниях не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом.
Если российский субъект только приобретает влияние на зарубежную фирму или структуру, то ему придется в уведомлении указать дату приобретения влияния, наименование КИК, регистрационный номер компании (если таковой имеется), ее организационную форму, свою долю участия и данные о том, является он только учредителем КИК либо еще и контролирующим ее лицом.
Ежегодное сообщение о контролируемых иностранных компаниях имеет иное содержание и должно быть представлено в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом. При заполнении уведомления уведомитель указывает период, за который отчитывается, название КИК, номер ее регистрации, форму организации, дату окончания периода, за который составляется финансовая отчетность КИК, день создания финансовой отчетности за актуальный период, реквизиты аудиторского заключения, долю самого уведомителя в подконтрольном субъекте, основания признания его контролирующим лицом иностранной компании и основания освобождения от налогообложения прибыли КИК.
Если каждый год уведомлять о контролируемых иностранных компаниях стало проблематично из-за сложности процедуры или сокращения экономической целесообразности КИК, то можно рассмотреть вариант возвращения компании в Россию безболезненно для нее и контролирующих лиц. При этом ФНС может самостоятельно выяснить о наличии у налогоплательщика подконтрольной иностранной компании и дать ему возможность исправить ситуацию, направив требование о подаче уведомления. В таком случае налогоплательщику предоставляется достаточно времени на подачу уведомления или предъявление подтверждения того, что он не является контролирующим лицом или не знал о своей обязанности ставить в известность ФНС о наличии у него КИК.
Возвращение активов КИК на родину: что нужно знать
Согласно российскому законодательству, иностранные компании могут быть переведены под юрисдикцию РФ. Для этого применяется редомициляция - процедура смены закона, который регулирует компанию. Порядок проведения редомициляции описан в Федеральном законе от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ.
Нельзя не отметить, что возвращение иностранных активов российских резидентов на родину стало общегосударственной задачей, причем государство предпринимает меры для деоффшоризации. Важным инструментом является амнистия капиталов, которая предусматривает добровольное раскрытие информации об активах, находящихся в зарубежных счетах и компаниях. Для этого необходимо подать специальную декларацию в ФНС. Порядок проведения амнистии капиталов регламентирован Федеральным законом № 140-ФЗ от 8 июня 2015 года.
При добровольном декларировании своих иностранных активов, налогоплательщик может рассчитывать на гарантии со стороны государства. В частности, государство обеспечивает свободу от преследования в связи с налоговыми и административными правонарушениями, а также по некоторым уголовным преступлениям, связанным с декларируемыми активами. Кроме того, информация, содержащаяся в декларации, не может быть разглашена каким-либо лицом, включая органы власти и силовые структуры.
За период существования амнистии было проведено три волны. Последняя завершилась в феврале 2020 года. Но перспективы на проведение четвертой волны пока остаются неопределенными. Отметим, что требования к заявителям при проведении третьей волны довольно строгие. Чтобы декларация была принята, необходимо выполнить следующие условия: репатрировать все средства из зарубежных банков в российские, а также осуществить редомициляцию КИК.
Для выполнения редомициляции необходимо знать международные и национальные нормы законодательства, которые регулируют деятельность компании, а также обладать соответствующими навыками. Такие требования при декларировании иностранных активов служат одной из причин, по которым третья волна амнистии оказалась менее успешной, чем предыдущие.
Если у гражданина РФ или российской компании есть подконтрольный иностранный субъект, то необходимо сообщить об этом в ФНС. В противном случае налоговая инспекция может выявить наличие КИК и применить к ним санкции. Однако возможно вернуть активы зарубежной компании на родину ее контролирующего лица путем прохождения репатриации или редомициляции. Для упрощения этого процесса можно обратиться к специализированным компаниям, которые оказывают запрашиваемую помощь в переводе активов.
Помощь экспертов в консультационных вопросах при переводе иностранных активов в Россию становится все более актуальной. Алексей Чубаров, консультант компании «КСК Групп», раскрывает, как работает юридический консалтинг в данной области.
При наличии у российской компании или физического лица активов за границей сложности с правовой и экономической точек зрения неизбежны. По словам Алексея, проблем в такой ситуации может быть даже больше, чем при наличии всех активов на территории РФ. Работа с такими ситуациями требует большого профессионализма. Ведь только специалисты, обладающие экономическими, финансовыми и юридическими знаниями, могут оценить все возможные риски и помочь клиенту избежать непредвиденных проблем. Некорректный перевод актива из одной страны в другую может ухудшить положение компании и даже привести к ее банкротству.
Перевод иностранной компании под российскую юрисдикцию - это сложный и требующий ювелирной точности процесс. Компания «КСК Групп» уже 25 лет занимается подобными вопросами и успешно помогает своим клиентам. Чтобы обеспечить максимально комфортные условия работы компании клиента, специалисты «КСК Групп» проводят глубокий анализ ситуации, разрабатывают стратегию, застраховывают клиента от возможных претензий налоговиков, а также помогают снизить налоговую нагрузку и избежать банкротства.
Одним из преимуществ команды предоставляемых услуг является многолетний опыт работы и сопровождения клиентов в различных аспектах юридического консалтинга. Сотрудники компании часто имеют опыт работы с налоговыми органами, что позволяет им эффективно организовывать взаимодействие с специалистами налоговых служб. Результаты работы компании «КСК Групп» говорят сами за себя – они считают свое сопровождение десятков успешных кейсов по переводу активов в РФ достижением.
Если у вас возникнут вопросы или вам потребуется консультация, вы можете обратиться на официальный сайт компании «КСК Групп», где вы сможете найти более подробную информацию о деятельности компании и записаться на консультацию с помощью функции обратной связи.
Фото: freepik.com