3D-технологии моделирования и визуализации в бизнесе: перспективы применения и актуальные решения
Информационный поток сегодня просто огромен. Многие вопросы кажутся сложными и запутанными, особенно когда речь идет о технических деталях. Производственные процессы становятся все более сложными. Исключительно важно изготавливать качественную продукцию с наименьшим количеством исправлений на всех этапах жизненного цикла, начиная с этапа проектирования. Чтобы справиться с этой задачей, используют 3D-технологии. Они позволяют визуализировать уже существующие объекты и обстановку с высокой точностью, выполнять детализацию проектов и обеспечивать полное погружение пользователя в заданную атмосферу.
Как конкретно могут повысить эффективность бизнеса и производства 3D-решения? Давайте совершим небольшую экскурсию в виртуальную реальность, чтобы сделать это понятнее.
Технологии трехмерного изображения
Благодаря неустанному развитию техники компьютеров и программного обеспечения, 3D-технологии стали широкодоступными. Современные 3D-модели используются всюду в проектировании вместо стандартных макетов для тщательной разработки как маленьких, так и больших предметов. «Обьемные» изображения стали одним из ключевых инструментов в маркетинге, интерактивных тренингах и презентациях.
Для создания трехмерных моделей как реальных, так и абстрактных объектов используются специализированные компьютерные программы. В частности, 3D-моделирование бывает следующего вида:
- Создание фотореалистичных изображений, которые можно проецировать на компьютерный монитор или экран. Другие программы позволяют распечатывать эти модели на 3D-принтере.
- Создание стереоизображений для просмотра на обычном мониторе или экране благодаря специальным поляризационным очкам или на специализированном 3D-мониторе со стереоскопическим эффектом.
- Создание компьютерных голограмм.
Чтобы достичь максимально реалистичного эффекта, трехмерную модель можно текстурировать, добавить световые и эффекты анимации.
В настоящее время создание трехмерных изображений представляет собой огромную и высокотехнологичную индустрию. Применение 3D-технологий широко распространено в таких областях, как архитектура и дизайн интерьеров, промышленный дизайн, машиностроение, образование, реклама, нефте- и газодобыча, безопасность промышленных объектов, управление воздушным движением, компьютерные игры и симуляторы, медицинская диагностика, научные исследования, киноиндустрия и шоу-бизнес. Компании EON Reality, Autodesk и Mitsubishi Electric Europe B.V. являются глобальными лидерами рынка 3D-технологий, а в России этот рынок активно развивается уже последние 10-15 лет.
На сегодняшний день уже существует десятки крупных компаний, занимающихся созданием 3D-тренажеров и симуляторов, а также разработкой систем виртуальной реальности. Специалистов по направлению разработки 3D-контента пока в России крайне мало.
Наибольшую востребованность 3D-технологии находят в таких сферах, как интерактивное обучение (с помощью 3D-технологий в вузах запоминаемость учебного материала повышается до 80%), в оборонном секторе (мировой объем расходов на 3D-визуализацию, симуляцию и обучение в 2015 г. может составить до $20 млрд), в архитектурной 3D-визуализации (может значительно сократить временные и финансовые затраты на проектирование), в создании рекламных роликов (высокий уровень зрелищности без необходимости сложной организации съемок), в создании художественных и анимационных фильмов (заняли свое место в репертуарах кинотеатров и уже появляются на экранах домашних 3D-телевизоров), в интернет-торговле (60% пользователей интересуется продукцией с трехмерной инструкцией по эксплуатации, а около 80% - в трехмерных изображениях самой продукции), а также в создании виртуальных примерочных, где покупатель может видеть свое отражение на экране в полный рост и «примерить» изображение той или иной одежды. Также 3D-решения используются крупнейшими мировыми и отечественными концернами, такими как Boeing, Sudzuki, Lexus, BP, Peugeot Citroen, Land-Rover, Jaguar, РосАтом и ЛукОйл.
Инновационные решения для большого бизнеса
Среди доступных и выгодных решений для создания 3D-изображений можно выделить одноэкранные 3D-системы. Они представляют собой простые, недорогие устройства, которые не требуют особых помещений. Большим преимуществом таких систем является их мобильность, что позволяет использовать их в различных отраслях экономики.
Еще один вид 3D-технологий - мультидисплейные системы, или видеостены. Они представляют собой ряд соединенных дисплеев, что позволяет регулировать размер отображаемой поверхности. Такие системы могут быть использованы в сферах, где требуется крупномасштабная и динамичная проекция изображений, таких как event-индустрия, компьютерные игры, выставки и презентации.
Технология 3D-погружения также становится популярной среди бизнесменов и предлагает персональные системы и купола для создания максимального объема. Такие системы наиболее применимы в научных, учебных и развлекательных областях, обеспечивая абсолютную имитацию присутствия.
Наконец, системы дополненной реальности находят все большее применение в автоматизации предприятий и складов. Они дополняют реальные объекты и процессы виртуальными элементами, такими как интерактивные панели или примерочные. Такие системы используются при бесконтактном взаимодействии пользователя с техникой.
Если на старте 3D-технологий ими пользовались только крупные военные заказчики из-за высокой стоимости, то в настоящее время они активно используются в корпоративном сегменте.