В единомыслии с учениками и родителями
До летних каникул еще два месяца, но многие уже готовятся к новому учебному году, особенно родители будущих первоклассников.
— Покровская православная гимназия — частное учебное заведение. Чем отличается процесс обучения в ней?
— У нас выполняются все требования государственного образовательного стандарта, есть лицензия на образовательную деятельность и госаккредитация, но кроме этого уделяется большое внимание воспитанию ребенка на основе православного уклада жизни, а в учебном плане присутствуют вероучительные дисциплины. Учредитель гимназии — Саратовская епархия, мы ощущаем себя частью общей многогранной епархиальной системы православного образования и в этом смысле понимаем свою ответственность за результаты нашей работы не только перед детьми и родителями, но и перед правящим архиереем. Миссия нашей гимназии — поддержать прихожан православных храмов в обучении и воспитании детей, чтобы у ребят не возникало расхождения между поведением дома и в школе. К примеру, если дома папа и мама молятся перед едой, то и в школе ребенок молится. В праздники наши гимназисты посещают богослужения, и верующему ребенку не приходится отпрашиваться с уроков или, наоборот, пропускать службу — он просто идет на Литургию вместе со своими одноклассниками и друзьями.
— Каковы ваши требования к будущим первоклассникам?
— Наши требования не сильно отличаются от других школ: мы принимаем детей, которым на момент поступления исполнилось 6,5 лет. По месту проживания ограничений нет, у нас учатся ребята даже из Энгельса и Усть-Курдюма. Обычно мы набираем один класс — стараемся, чтобы там было не больше двадцати двух учеников. Но если возникнет такая необходимость, будем набирать два класса.
Единственное, что нужно в отличие от общеобразовательной школы, — предоставить рекомендательное письмо от священника с прихода, где семья окормляется, и пройти предварительное собеседование с духовником гимназии. Для нас это определенное свидетельство того, что люди понимают, куда пришли.
— А что если люди только начали воцерковляться и еще не стали постоянными прихожанами того или иного храма? Или родители пока в храм не ходят, но им нравится именно православная гимназия в плане воспитания и образовательных программ?
— В любом случае, мы с каждой семьей беседуем индивидуально. Конечно, если родители ясно понимают, что им тоже придется потрудиться в деле духовного возрастания, и разделяют христианские представления о ценностях, мы такой семье постараемся помочь. Но если родители приходят с целью отдать ребенка на воспитание, а потом забрать «готовое изделие» — ничего хорошего из этого не получится. Ни один нормальный ребенок не будет доверять школе больше, чем своим родителям. Если в школе говорят одно, а дома он видит другую картину — мы просто приучаем его к двоеверию и двуличности. Поэтому нам важно единомыслие с родителями.
— В другие классы, помимо первого, принимаете ребят?
— Да, в новом учебном году мы принимаем в любой класс, но подходим к пределу возможностей — во многих классах уже есть по двадцать человек, в этом году из других школ перешло особенно много детей. Сейчас в гимназии обучаются двести человек — в каждом звене по одному классу, только в шестом есть параллельный.
— Как устроен день гимназиста?
— У нас пятидневка, чтобы в субботу дети могли отдохнуть и выспаться, а в воскресенье прийти на Литургию. Уроки начинаются в 9.00, потому что некоторым ученикам довольно долго добираться. У нас неплохо организована система горячего питания: ребенок может позавтракать либо перед первым уроком, либо после него, и еще один прием пищи — в обед. Кроме того, у учеников начальных классов есть еще возможность подкрепиться после обеда молоком с печеньем.
Уроки проходят так же, как и в других школах. Начальная школа занимается по педагогическому комплекту «Школа России» — это учебно-методический комплект, в котором удачно сочетаются относительно традиционное содержание и соответствие всем требованиям новых федеральных образовательных стандартов. Поскольку гимназия работает в режиме полного дня, у родителей есть возможность забрать ребенка чуть позже, чем заканчиваются уроки — дети будут под присмотром воспитателя. Наши выпускники успешно справляются с Единым государственным экзаменом и поступают в вузы Саратова и других городов нашей страны. Кстати, есть наши выпускники среди студентов Саратовской православной духовной семинарии и духовенства Саратовской епархии.
Благодаря усилиям митрополита Саратовского и Вольского Игнатия у нас существенно укрепилась материальная база: полностью обновлен компьютерный класс, проведен целый ряд работ для безопасного пребывания детей в школе — в этом смысле к нам нет никаких нареканий со стороны Роспотребнадзора, пожарных и других проверяющих служб. У детей есть возможность погулять во внутреннем дворе, поиграть на спортивных площадках.
— Что можно выбрать из дополнительного образования?
— У нас масса занятий на любой вкус: театральная студия, спортивные секции, музыкальные ансамбли, народные промыслы и многое другое. В гимназии очень хорошая библиотека, на базе которой действует литературный клуб «ПроЧтение» — он был создан при поддержке гранта Президента РФ. Ребятам нравится там собираться, они обсуждают не только классиков и современных писателей, но и свое творчество. Недавно появился кружок журналистики — гимназисты сами издают газету «Гимназический вестник», учатся писать тексты, делать фотографии. Всегда много желающих заниматься в секции баскетбола, где ребят тренируют сотрудники детской спортивной школы.
— Гимназия не очень велика по сравнению с обычными саратовскими школами, все друг друга знают, многие знакомы семьями. Православная среда — довольно тесный мир. Это как-то влияет на отношения в коллективе?
— Я бы сказал, что влияет положительно. Конечно, у детей бывают конфликты, но мы стараемся помогать нашим ученикам справляться с этими трудностями. У ребят всегда есть возможность поговорить о своих проблемах с классным наставником, духовником, психологом.
В последнее время активизировалась деятельность совета гимназистов. Мне всегда отрадно, когда ребята сами приходят с какой-то идеей, мы ее обсуждаем, а дальше они сами всё организуют. Не так давно по призыву молодежного общества Свято-Троицкого собора собирали макулатуру, организовали также несколько мероприятий ко Дню православной книги. Это показатель, что нам всем в гимназии интересно друг с другом. Эта атмосфера как раз и привлекает. В этом году у нас были случаи, когда люди устали далеко возить детей, пытались перейти в школу поближе. Забрали документы — и буквально через два дня вернулись обратно.
— Возвращаются ли ваши выпускники в гимназию уже в качестве преподавателей?
— Да, у нас уже пять таких молодых учителей, в том числе наш духовник — священник Александр Салямов. После гимназии он окончил исторический факультет СГУ, сейчас продолжает обучение в семинарии. Тот образ школы, который у этих людей сложился за годы учебы в гимназии, позволил им сделать выбор в пользу педагогической профессии и вернуться к нам. Наша гимназия — это школа, в которую хочется возвращаться.
— У родителей есть возможность понаблюдать за учебным процессом?
— Да, мы в этом никому не отказываем, но это должно быть организованно. У нас очень активный родительский комитет — к примеру, они сами выбирали школьную форму и формулировали требования к внешнему виду. Родители периодически приходят, чтобы проинспектировать, как организовано горячее питание в школе. В этом смысле мы абсолютно открыты.
— В этом году планируется провести День открытых дверей?
— Да, ждем всех 17 мая в 9.00.
Газета «Православная вера», № 07 (699), апрель 2022 г.
[ Иерей Ярослав Коздринь , Беседовала Яна Степанова ]Последние новости
Государственный контроль в России: обязательные требования и информирование
Контрольные органы обязаны информировать граждан о соблюдении обязательных норм.
Тепло родного дома в игрушках для солдат
Дети из Ртищева создают игрушки для поддержки военнослужащих.
Уголовное дело по факту загрязнения реки Гуселка
Загрязнение природоохранной зоны в Волжском районе Саратова привело к серьезным последствиям.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований