«Прикасайтесь к святыням, молитесь, наслаждайтесь храмовой тишиной»

4 сентября Саратовская православная духовная семинария отмечала тридцатилетие возобновления работы после безбожных лет.

4 сентября Саратовская православная духовная семинария отмечала тридцатилетие возобновления работы после безбожных лет. Возглавить торжества по этому случаю в наш город приехал Патриарший наместник Московской митрополии, ректор Российского православного университета имени святого Иоанна Богослова, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел. Нам удалось немного побеседовать с владыкой Павлом о его детстве, вере и служении.

— Владыка, Ваше детство прошло в городе Караганде. Что это было за время и место, кто способствовал Вашему личностному и духовному росту в то время? Доводилось ли Вам встречаться и общаться со ссыльными священниками?

— То время было очень непростое, и с нами, детьми, даже наши родители о политике, о церковной жизни вообще старались не говорить, потому что боялись, что мы среди своих сверстников что-то расскажем. Как только ребенок входил в комнату, где находились родители, гости и, возможно велись разговоры о политике и о делах церковных, взрослые сразу замолкали и начинали говорить о погоде, о бытовых вещах — но мы, дети, чувствовали, что суть разговора быстро поменялась. Однако живых примеров веры перед нами было очень много. Моя мама была верующая, отец в те годы был неверующим, хотя дедушка — папин отец — был священником. Он десять лет провел в ссылке в Сибири и вернулся практически слепой. Мама нас, своих детей, старалась водить в храм.

В дни моей молодости в Караганде было два храма. Один из них был в честь Рождества Пресвятой Богородицы, там служил известный старец архимандрит Севастиан, который в 2000 году причислен к лику святых. В нашем городе тогда жило очень много ссыльных — и духовенства, и мирян. Это были благочестивые, святые люди, которые вели настоящую подвижническую жизнь, и все они собрались вокруг отца Севастиана. Мне посчастливилось видеть многих из них.

Надо сказать, что те, кто побывал в местах лишения свободы за веру, кто страдал за Церковь, обычно о себе и о том, что им приходилось пережить, не говорили — не раскрывали свой подвиг, не кичились этим. Эти люди несли свой крест смиренно. Мы, малыши, видели, что вроде бы это были обычные взрослые люди, но в то же время мы чувствовали, что они другие, и смотрели на них с чувством какого-то благоговения.

Надо сказать, что дети подсознательно делают сравнительный анализ того, как ведут себя взрослые, и на основании этого делают свой выбор модели поведения. Я в детстве видел и неверующих людей, которые жили ради себя, ради своих удовольствий, и тех, кто отказался, можно сказать, от мира ради Бога — от них исходила какая-то внутренняя сила духа.

Видя подвижников благочестия, которые окружали старца Севастиана, и их праведную жизнь, я понял, что служить Богу — это особое, благодатное делание, поэтому выбрал свой путь, путь служения Богу, по которому иду и сейчас, во многом благодаря жизненному примеру окружавших меня благочестивых верующих людей. Думаю, что к моему выбору присоединились молитвы моей мамы, молитвы преподобного Севастиана Карагандинского, его сподвижниц монахинь Анастасии, Агнии и других сестер этой обители.

— Вас как верующего ребенка не взяли ни в октябрята, ни в пионеры. Переживали по этому поводу?

—Нет, что Вы, только радовался… Вообще, в нашей школе детей из верующих семей тогда серьезно притесняли и старались изжить в них любые искорки веры. Но поскольку я был хулиганистый мальчишка, особенно воздействовать на меня не получалось, а вот сестренок моих сильно прессовали… Мне недавно прислали короткое видео, где на 1 сентября один мальчик, как только заиграл гимн России, перекрестился. Этот случай вызвал у многих смех, а я вспомнил историю из своего детства. Тогда пионеров регулярно собирали на всякие торжественные линейки, собрания, а мы — те немногие, кто не был пионером, вместо построения бежали на школьное спортивное поле гонять в футбол. Классная руководительница смекнула, что для нас это как-то слишком хорошо и мы не чувствуем себя обделенными, поэтому однажды заставила нас тоже идти на пионерскую линейку. Как только зазвучал горн, я непроизвольно перекрестился — у меня, видимо, с непривычки возникла ассоциация с церковным колоколом. Вдруг чувствую, что меня кто-то за шиворот тянет из строя — это оказался преподаватель. Так меня за шиворот и вывели из этой аудитории, и я в прекрасном настроении побежал играть в футбол. Больше на линейки меня не приглашали.

— У Вас была уникальная возможность семь лет служить в Иерусалиме, Вы возглавляли Русскую духовную миссию. Многие паломники признаются, что оттуда, из Иерусалима, они возвращаются другими людьми. Какой след служение в Иерусалиме оставило в Вашем сердце, что Вы оттуда привезли с собой, какие мысли, чувства?

— Мне часто задают этот вопрос, и я отвечаю так: с тех пор как я побывал на Святой Земле, всегда, когда читаю Евангелие, меня с вами нет. Я мысленно нахожусь в том месте, где происходит евангельское событие. Я реально представляю, где была ловля рыб, где Господь изгнал из человека бесов, где преломлял хлеб — для меня это не абстракция. Поэтому отправляющимся в паломничество я рекомендую посетить все эти места, и важно не просто побывать, а именно помолиться там.

Находясь на святом месте, прикасайтесь к святыням, молитесь, наслаждайтесь храмовой тишиной, красотой, величием. Ощутите благодатное присутствие Бога не только в храме, но и в своей жизни в этот неповторимый момент, находитесь здесь и сейчас душой, сердцем и умом.

Я видел в Иерусалиме много благоговейных паломников, но часто наблюдал и такую картину: идет экскурсионная группа, и экскурсовод с шутками и прибаутками настраивает людей: «...Так, внимание! Главная ваша задача сейчас — приготовить свои смартфоны и успеть на святом месте сделать селфи...». Я стою и думаю: «Господи, какие несчастные люди... Люди, вы же больше сюда никогда не приедете, ну зачем вы это делаете... Да поразмышляйте о том, что происходило на этом месте, помолитесь о чем-то важном для вас — о своих родных и близких, о своем Отечестве. Да хотя бы вздохните просто: “Господи, я сейчас нахожусь у Твоего Гроба, помяни моих родных: маму, папу, всех близких…”». Но нет — шутки, фотоаппараты, селфи… А между тем человек находится на том месте, где самый сильный «вай-фай» на земле, образно говоря. Я так детям иногда объясняю, чтобы понятнее было — ведь это те самые места, откуда молитва очень быстро доходит до престола Божия. Поэтому, понаблюдав за такой картиной на Святой Земле, всем паломникам говорю: не слушайте вы экскурсоводов, которые отвлекают вас от самого главного, выключайте свои телефоны и наполняйте свою душу молитвенным общением с Богом, заряжайтесь Божественной энергией, дышите кислородом вечности, чтобы не уйти от святого места с опустошенным сердцем и душой, но с кучей фотографий, о которых спустя уже несколько дней вы забудете навсегда.

— У Вас очень богатая биография служения: Израиль, США, Мексика, Канада, Австрия, Венгрия, Беларусь... В каждом из этих мест наверняка возникали какие-то эпизоды, какие-то моменты общения с людьми, которые оставили в Вашей памяти след. Что Вам запомнилось, что в служении за рубежом было уникального, особенного?

— Наши православные христиане практически везде одинаковы, просто есть разные традиции. На всяком месте, в любой стране пребывает Бог. Кто с верой и надеждой обращается к Нему, Господь к каждому протягивает Свою Божественную руку и подает все необходимое для жизни. Во всех странах мне доводилось встречаться с людьми, которые переживали свои встречи с Богом, делились своими воспоминаниями как о явных чудесах в их жизни, и об этом можно бесконечно рассказывать.

Расскажу для примера одну историю, которая мне вспомнилась сейчас. В Америке я рукоположил во священника одного прихожанина. Он был уже в зрелом возрасте и попросил у меня благословения ежедневно служить Божественную литургию. Проходит какое-то время, и вот этот священник приезжает ко мне и просит благословения крестить одну молодую девушку лет семнадцати или восемнадцати. Девушка была из протестантской семьи. Шла как-то мимо храма, зашла, постояла на богослужении и ушла. На следующий день опять зашла в храм. Так продолжалось много дней, а спустя какое-то время она обратилась к настоятелю с просьбой принять ее в православие. Поскольку она была еще несовершеннолетняя, я порекомендовал ему взять разрешение у ее родителей. Родители с легкостью дали согласие. Девушку крестили.

Оказалось, что у этой девушки был рак в последней стадии и, по мнению врачей, жить ей оставалось три-четыре месяца, поэтому родители не возражали против принятия ею православия.

После этого проходит совсем немного времени, отец Андрей снова приезжает ко мне в Нью-Йорк и говорит: «Владыка, эта девушка хочет причащаться каждый день, ведь жить осталось совсем чуть-чуть — хочет, причастившись, отойти в мир иной». А надо сказать, что она к тому времени ходила каждый день на богослужения, начала читать и петь на клиросе. Я говорю: «Отец Андрей, у нас так не принято, но, принимая во внимание ее болезненное состояние, в виде исключения благословляю причащать ее каждый день. Только пусть обетов никаких не дает. Если будет чувствовать себя хорошо и сможет приходить в храм, тогда пусть причащается».

За жизненной суетой пролетело примерно полгода, и я вдруг вспомнил про эту девушку. Поинтересовавшись у священника, узнал, что девушка вопреки прогнозам врачей была еще жива, более того, каждый день бывала на службе, читала и пела на клиросе и каждый день причащалась. Прошло еще какое-то время, и отец Андрей вновь приехал просить благословения, но уже на ее венчание с одним прихожанином, который тоже ходил в этот храм и полюбил ее. Я говорю: «Но как же ей венчаться? Она же доживает последние дни». «Да,— говорит он,— она ходила каждый день на службу и причащалась. Совсем недавно прошла обследование, и доктора, к своему удивлению, не обнаружили раковых следов в ее организме»,— ответил он. Конечно же, я дал благословение на совершение таинства Брака.

Когда я уезжал из Соединенных Штатов, в этой семье было уже трое детей! Вот такое чудо! Такие чудесные истории на самом деле происходят очень часто и даже рядом с каждым из нас, просто мы не всегда их замечаем.

— Какие вызовы стоят сегодня перед Русской Православной Церковью? О чем сегодня верующему человеку нужно задуматься?

— Самый большой вызов, который я вижу на сегодняшний день,— информационная война, которая ведется против нравственных ценностей и поражает души молодого поколения. Сегодня маленькие дети, которые еще ложку в руках держать не умеют, в гаджетах уже все понимают. В Интернете все так устроено, что может быстро и легко затянуть любого человека — взрослого и малого ребенка.

Мы, взрослые, должны понимать, что воспитание детей — это чрезвычайно сложный и ответственный процесс. Это не должно быть легкомысленным времяпрепровождением. Особенно родители должны заниматься воспитанием ребенка, стремясь придать ему правильный вектор движения развития личности. Ребенка нужно учить думать и рассуждать. Почему всегда считалось, что полезно читать книги? Потому что тот, кто читает книгу, в своем сознании сам выстраивает сценарий и сам воссоздает события, о которых читает. И через этот процесс идет развитие сознания человека, его личности. И потому сегодня правильное образование и воспитание подрастающего поколения должно быть на первом плане не только у родителей, но и в обществе в целом, чтобы наши дети были рассудительными, разумными, думающими, способными противостоять губительному информационному влиянию извне.

— Владыка, Вы посетили Саратов, чтобы принять участие в торжествах, посвященных 30-летию возрождения Саратовской семинарии. Какие у Вас впечатления от посещения нашей семинарии и что бы Вы пожелали нашим семинаристам?

— Митрополит Игнатий провел для меня экскурсию по семинарии. На меня большое впечатление произвели гармонично вписанный в комплекс здания семинарский храм, библиотека, то, как обустроены классы, как налажен быт семинаристов. Я очень рад, что сегодня у нас есть такие учебные заведения, как Саратовская духовная семинария. Мне также радостно, что такое большое количество молодых людей среди множества развлечений, которые дает нам светский мир, избирает непростой путь служения Богу. Думаю, что молодые ребята понимают, что не пища и не удовольствия — главный смысл жизни. У ребят есть осознание того, что сколько бы ты сегодня ни насыщался, как бы ты сегодня ни веселился, завтра все равно будет голодно и скучно, и только духовная пища может насытить душу каждого человека по-настоящему.

Господь уже здесь, на земле, дает возможность каждому почувствовать, что Он рядом с нами. Но для этого нужно не только вдохновение — надо серьезно трудиться, и в первую очередь над самим собой.

Исполнение заповедей Божиих, посещение храма, молитва, участие в таинствах Церкви, дела любви и милосердия — это все труд, и Господь за этот труд даст возможность каждому прикоснуться уже здесь, на земле, к Своему Небесному Царствию, ощутить живое присутствие Бога в нашей жизни и подлинную тихую благодатную радость. Хочется пожелать студентам семинарии Божиего благословения, чтобы они продолжали идти по избранному пути служения Богу. Тот, кто действительно с верой и надеждой на Бога будет идти по этому пути, никогда не пожалеет об этом.

Газета «Православная вера», № 18 (710), сентябрь 2022 г .

[ Митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Беседовала Светлана Попенко ]

Последние новости

Спортивное мероприятие «Вдохновение»: старт с впечатляющего выступления

Женский оздоровительный клуб вдохновил зрителей на активный образ жизни.

Правила пожарной безопасности в осенне-зимний период

Обратите внимание на важные меры предосторожности.

Возобновление троллейбусного движения в Саратове

С 23 ноября в городе вновь запустили троллейбусы по двум маршрутам.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Клину

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *