Превозмочь с Божией помощью
Книга помогает в разные минуты жизни – и в светлые, и в скорбные. Помогает радоваться и отдыхать, но и с бедой, с тяготами жизни справиться тоже помогает.
Георгий Александрович Нейфах родился 13 августа 1952 года в Москве. Школа. Биофак МГУ им. Ломоносова. Молодой научный сотрудник НИИ уже в 1983 году – кандидат физико-математических наук. Как многие представители его поколения, в Церковь пришел во взрослом возрасте. В том же 1983 году крестился, а через день состоялось венчание с женой Еленой, с которой они прожили уже 11 лет и растили дочь. Священник Владимир Волгин, крестивший Георгия, познакомил его с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), молитвенная помощь и советы которого неизменно, особенно в трудные минуты, поддерживали и укрепляли.
Жизнь православного христианина Георгия Нейфаха коренным образом изменилась. Оставив научную деятельность в престижном столичном исследовательском институте, он переехал в село Успенка Касторенского района Курской области, служил псаломщиком в местном храме. До рукоположения в 1989 году в сан диакона, а вскоре и пресвитера, Георгий искренне и ревностно служил Господу, не гнушаясь никакой работой.
В мае 1990 года отца Георгия назначили настоятелем Успенского (тогда еще не построенного) храма в Курчатове, этом молодом городе атомщиков. Высокая образованность, интеллигентность, большой пастырский талант, открытость и искренность отца Георгия Нейфаха привлекли к нему симпатии многих курчатовцев, которые до встречи с этим священником, горящим любовью к Богу и людям, не задумывались о Боге и спасении своей души. Православная община Курчатова росла на глазах. С началом яркой и активной деятельности прихожан Успенского храма изменилась вся жизнь в городе.
Недолгую жизнь прожил протоиерей Георгий Нейфах. Последние шесть лет он возглавлял Курчатовское благочиние Курской епархии, преподавал на кафедре религиоведения Курского госуниверситета. Будучи тяжело больным, отец Георгий торопился завершить начатую им книгу о сложных взаимоотношениях науки и религии – главный итог его пастырско-преподавательской деятельности. И с помощью Божией он успел дописать замечательную книгу, которая называется «Язык науки и богословия».
Издание книги отца Георгия «О страстях и покаянии. Аскетика для мирян» осуществлено в 2015 году благодаря помощи его друзей и духовных чад, через 10 лет после кончины батюшки. Обращен этот труд к современным христианам, живущим обычной мирской жизнью. Автор дает исчерпывающие ответы на многие сложные вопросы: можно ли среди растущих соблазнов мира сохранить христианские ценности? как уберечь душу от смертных грехов – страсти чревоугодия, сребролюбия, блуда, гордости и других? в чем смысл покаяния? как правильно проходить путь Божий?
Книга состоит из двух основных частей: «О покаянии» и из более объемной части «О страстях». Чрезвычайно понятным языком, доступным человеку с любым уровнем интеллекта, отец Георгий объясняет читателю, насколько же важно в борьбе со страстями не переставать каяться и молиться, уповая на помощь и милость Божию. На примере из жизни знакомого священника он показал, как человек смог избавиться от вредного греха курения: «Я познал свою немощь: когда мне казалось, что я вот-вот уже побеждаю, и вдруг, совершенно как мальчик, вновь пленялся этой страстью. Я познал, насколько ничтожны наши силы, насколько они ничего не стоят без Бога... Я безуспешно пытался вести борьбу самостоятельно, но она всегда рано или поздно оканчивалась моим поражением, однако при этом я не переставал каяться и молиться. И в конце концов, страсть вдруг от меня отошла сама по себе, как будто и не было ее никогда, как будто я никогда не был заядлым курильщиком...»
Эпиграфом ко второй части «О страстях» взяты слова преподобного Нила Синайского: «Без сокрушенного сердца невозможно освободиться от страстей». Автор живым метким словом дает определение самому термину «страсти» и довольно подробно разъясняет сущность восьми страстей: чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. Цитируя и опираясь на мудрость святых отцов, автор показывает нам удивительно простые и логичные пути борьбы с ними: «Страсти есть болезни души. Страсти живут в душе, а не во плоти. Плоти Господь разрешил давать то, что она требует. Например, при чревоугодии мы имеем право насытить плоть, нам запрещается ее пресыщать. А страсть души требует пресыщения вкусом или пресыщения количеством пищи. Итак, страсть чревоугодия живет в душе, но опирается в своих действиях на свойство нашей плоти. На то, что наша плоть не подчиняется душе. На разлад, который произошел после грехопадения человека, во всем его строе».
В книге доступно описан аскетический подход к борьбе со страстями именно для мирян, однако проведена яркая параллель между жизнью мирянина и монашествующего. Даны советы по борьбе со страстями. Она будет полезна и интересна как начинающим свой духовный путь, так и людям уже воцерковленным.
«Православное Заволжье»
[ Людмила Джумайлова ]Последние новости
Спортивное мероприятие «Вдохновение»: старт с впечатляющего выступления
Женский оздоровительный клуб вдохновил зрителей на активный образ жизни.
Правила пожарной безопасности в осенне-зимний период
Обратите внимание на важные меры предосторожности.
Возобновление троллейбусного движения в Саратове
С 23 ноября в городе вновь запустили троллейбусы по двум маршрутам.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией