По главной улице с экскурсией

Почему в Александро-Невском соборе Саратова была всего одна прихожанка?

Почему в Александро-Невском соборе Саратова была всего одна прихожанка? Кто выковал такую красивую ограду парка «Липки»? Статуя какого святого венчала крышу здания нынешнего кинотеатра «Пионер» и как женская косметика спровоцировала тяжелейший церковный раскол? Обо всем этом и многом другом мы узнали, прогулявшись по пешеходной зоне Саратова. 17 мая прошла первая из цикла краеведческих экскурсий, который организовал историко-архивный отдел Саратовской епархии совместно с Городским центром им. П. А. Столыпина.

С руководителем историко-архивного отдела иереем Кириллом Петровичем, который проводил экскурсию, мы встретились у памятника Н. Г. Чернышевскому. Раньше эта площадь называлась Новособорной, а конечным пунктом нашей программы должна была стать Митрофаниевская площадь, прилегающая к зданию Крытого рынка. От пункта «А» до пункта «Б» мы должны были пройти по проспекту Столыпина, который до недавнего времени был проспектом Кирова, а еще ранее — улицей Немецкой. Отец Кирилл достал из пакета большие черно-белые фотографии старого Саратова и… мы на два часа забыли, что живем в 2022 году. Затихли звуки проезжающих автомобилей, с Волги потянуло свежестью, расплылись контуры современных высоток, и перед нами выросли величественные белокаменные колонны Александро­Невского собора.

Собор как надгробный памятник

— Александро-­Невский собор задумывался как своего рода памятник победе русской армии в Отечественной войне с Наполеоном и саратовским ополченцам, — начал свой рассказ отец Кирилл. — Мемориальное значение собора нашло отражение в архитектуре: он создавался в стиле русского классицизма и представлял собой кубическое здание, украшенное с трех сторон колонными портиками. По верху располагались бюсты ратников, которые, словно дозорные на посту, смотрели во все стороны света.

Сияние креста на соборной колокольне в лучах солнца было видно из Заволжской степи на расстоянии свыше 40 верст. Собор был шестипрестольным. В верхнем храме главный придел был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского, другой — в честь Архистратига Божия Гавриила, третий — в честь святых праведных Захарии и Елисаветы. В нижнем храме было устроено три придела: центральный, в честь Воскресения Христова, и боковые — во имя святителя Митрофана Воронежского и во имя святых великомучениц Варвары и Екатерины.

У собора оказалась трагическая судьба. Причем неприятности начались сразу. По словам нашего экскурсовода, храм строили из кирпича, и по проекту, разработанному столичным архитектором Василием Стасовым, свод тоже должен был быть кирпичным. Саратовские зодчие засомневались, что несущие конструкции выдержат такую нагрузку, и даже отправили в столицу на согласование изменения в проект, однако из-за бюрократических проволочек одобрение этих предложений так и не было получено к моменту возведения свода. Как и опасались местные специалисты, когда собор уже был практически построен, свод обрушился и пробил внутренние перекрытия здания до крипты. Произошло это в восемь утра, рабочие были на завтраке, поэтому, слава Богу, никто не пострадал, но это обрушение значительно увеличило смету строительства и удлинило его сроки. В итоге архитектора с проекта сняли, а свод сделали более легким — из дерева. В конце 1810‑х годов храм был достроен, но поскольку в Саратове не было архиерея (город относился к Астраханской епархии), освятили его только спустя несколько лет. Великое освящение было совершено в 1826 году насельником Спасо-Преображенского монастыря архимандритом Арсением.

В 1840–42 годах на средства одной благочестивой женщины — вдовы коллежского советника Марии Федоровны Дмитриевой — была построена колокольня. Интересный факт: Мария Федоровна была единственной прихожанкой собора. Такое эксклюзивное положение благотворительницы объяснялось тем, что в соборе не было прихода, и Дмитриева была причислена Священным Синодом к прихожанам собора именно потому, что так священноначалие хотело отметить ее вклад в церковное строительство.

Вокруг собора начали высаживать липы, так родилось одно из названий любимого саратовцами парка — «Липки». Второе название этого места — Городской бульвар, а еще на столичный манер парк называли Александровским садом. Это было самое популярное и фактически единственное в то время место отдыха горожан. Здесь продавалось мороженое, постоянно звучала живая музыка — оркестры играли, сменяя друг друга. Красивую чугунную ограду парка выковали ученики Александровского ремесленного училища (сейчас это колледж им. Юрия Гагарина). Вот такой след — на века — оставили в истории родного города совсем молодые ребята.

Парк «Липки» до сих пор служит местом притяжения горожан, а вот собор, давший ему жизнь, после революции закрыли, а затем разобрали. Так Саратов лишился своей главной архитектурной святыни.

Губернатор-пожарный

Большой вклад в строительство собора и благоустройство центра города внес губернатор Алексей Давыдович Панчулидзев, которому Саратов вообще много чем обязан. Именно при Панчулидзеве был принят новый план города с регулярной застройкой кварталов, открылись Первая мужская гимназия, больница и театр, преобразованный впоследствии в современный театр оперы и балета. Алексей Давыдович жил в загородной усадьбе с большим красивым садом, на площади которого был образован современный Городской парк.

Но основным достижением губернатора, о личности которого в истории остались весьма противоречивые сведения, можно считать укрощение огненной стихии. Каждые 25–30 лет Саратов выгорал дотла. Именно Панчулидзев решил организовать пожарную службу — по немецкому образцу. По всему городу были размещены пожарные части с каланчами, с которых велось постоянное наблюдение за городом. Кстати, один из пунктов пожарной охраны был на том месте, где и сейчас находится часть МЧС — у филармонии. Как только на каланче замечали дым, к месту возгорания направлялась пожарная бригада. Кроме того, действовал строгий запрет топить бани летом, на крышах домов должны были постоянно стоять кадушки с водой. Надо сказать, эти усилия не были напрасными: огненная стихия была взята под контроль.

— Когда Алексей Давыдович скончался, проводить его в последний путь пришли многие горожане, — продолжает отец Кирилл. — Отпевание совершалось в Александро-Невском соборе, а похоронили губернатора в районе Ильинской площади, где у его семьи был фамильный склеп. От собора до Ильинки горожане на руках несли гроб градоначальника, выражая ему таким образом свою признательность. В советское время склеп был разрушен. Сейчас в Городском парке недалеко от входа со стороны ул. Рахова стоит бюст губернатора. Из-за небольшого внешнего сходства его зачастую путают с Александром Пушкиным.

Где эта улица?..

А вы знали, что до советской власти названия улицам давали жители города? Вот и мы не знали. Как рождались названия? По имени какого-то известного жителя. Например, в честь вышеупомянутой вдовы Дмитриевой улица, на которой она жила, была названа Дмитриевской. А проспект, по которому мы шли с отцом Кириллом, назывался улицей Немецкой, потому что в этом месте жили «немцы». Но речь не о выходцах из Германии, как можно подумать, а об эмигрантах из самых разных стран, которые не говорили по-русски. Для коренных саратовцев они были словно немыми, от этого и родилось наименование «немцы». Улица Московская называлась так потому, что это была дорога на Москву. Нынешняя улица Чернышевского была дорогой на Царицын, поэтому ее называли Царицынской. Симбирская была дорогой на Симбирск. Ну а Соборная так называлась потому, что на ней стоял собор.

У одной улицы могло быть два, а то и три названия. Царицынскую, к примеру, еще называли Николаевской, поскольку на ней стояла Старо-Никольская церковь (на перекрестке с ул. Московской), а также Большой Сергиевской, так как на ней находилась Сергиевская, впоследствии Нерукотворенно-Спасская церковь, в которой настоятелем был протоиерей Г. И. Чернышевский (на ее месте сейчас СарНИИТО).

Когда в начале XIX века городские власти впервые создали план города, они внесли в него те названия улиц, которые были наиболее обще­употребительными. Но пришли большевики и стали все переименовывать по-своему. «Власть народа» больше не спрашивала народ, а стремилась увековечить имена своих героев.

Полицейский-водопроводчик

На месте одной из клумб с розами перед храмом в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был бассейн, в который по деревянному водопроводу с Лысой горы стекала родниковая вода. Как могло появиться такое чудо инженерной мысли? Придумал проект и осуществил его на собственные сбережения обычный городской полицейский. Василий Гришин вынашивал эту идею и копил деньги двенадцать лет. «Не по видам тщеславия или своекорыстия, а единственно из чистого желания быть полезным городу», — так он объяснял свое намерение.

— Правда, далеко не все саратовцы поняли, какой ценный подарок сделал для них их соотечественник, — рассказывает отец Кирилл. — Они поили в бассейне лошадей и мыли в чистейшей родниковой воде сапоги. Хотя вода в городе была очень плохая — из скважин, и ее надо было покупать.

Лишь спустя много лет саратовцы отметили вклад Василия Васильевича, установив ему памятник рядом с каскадом фонтанов на улице Октябрьской. Бравый усатый полицейский, рядом с которым так любят фотографироваться горожане, — тот самый Гришин.

«Пионер» в готическом соборе

Мы проходим мимо здания, в котором совсем недавно располагался кинотеатр «Пионер», и отец Кирилл сообщает нам еще один любопытный факт: стены «Пионера» — это то, что осталось от величественного католического собора. Батюшка показывает нам на черно-белой фотографии красивейшее здание в готическом стиле, и мы сокрушаемся, что его больше нет — как здорово оно визуально перекликалось бы с фасадом консерватории. На крыше собора между башнями стояла большая статуя апостола Петра. К сожалению, она утрачена, как и великолепный орган собора. А вот статуи Спасителя и Божией Матери, которые украшали внутренний интерьер, можно увидеть в краеведческом музее.

По мере нашего продвижения к Митрофаниевской площади мы узнаём все больше и больше фактов о городе, в котором живем. И удивляемся: то гениальности наших предков, то откровенной глупости, то бескорыстности, то жадности. По тому следу, что оставил о себе человек в истории города, можно предположить, каким он был.

Невозможно в одном материале рассказать обо всем, что мы услышали за время экскурсии. Отец Кирилл — рассказчик замечательный, и никаким пересказом не передать то удовольствие, которое получили участники этой небольшой краеведческой прогулки. Вот и про церковный раскол — история в высшей степени занимательная, но раскрывать подробности не стану, скажу лишь, что в ней замешана дама. Захотите узнать — приходите на экскурсии и попросите отца Кирилла рассказать.

Запись на экскурсии и информация о месте сбора по телефону 8–987–381–24–77 (Олеся). Актуальная информация о предстоящих экскурсиях в группах в социальной сети «ВКонтакте» «Церковь/Общество/Культура/Просвещение» и «Городской центр им. П. А. Столыпина».

  Газета «Православная вера», № 11 (703), июнь 2022 г.

[ Ольга Протасова ]

Последние новости

Государственный контроль в России: обязательные требования и информирование

Контрольные органы обязаны информировать граждан о соблюдении обязательных норм.

Тепло родного дома в игрушках для солдат

Дети из Ртищева создают игрушки для поддержки военнослужащих.

Уголовное дело по факту загрязнения реки Гуселка

Загрязнение природоохранной зоны в Волжском районе Саратова привело к серьезным последствиям.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Электростали с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *