Освятить любовью дары природы
Вместе с грядущим Успенским постом начинается череда праздников, когда в Церковь приносят для освящения плоды нового урожая.
— В чем смысл традиции освящения плодов и как она сложилась?
— Человек, когда узнаёт Господа Иисуса Христа и то наследие Церкви, которое мы именуем церковным Преданием, неминуемо после этого старается все нюансы своей жизни соотносить со своей верой. То же самое происходит и с целыми народами, которых коснулась апостольская проповедь, — и мы, русские, здесь не исключение. Мельчайшие подробности нашего быта проникнуты христианством, будь то слова приветствия или благодарности, праздники или такое важное для нашей аграрной страны событие, как сбор урожая.
Если пчеловод, хлебопашец или виноградарь — христиане, то все свои чаяния и успехи они будут соотносить с верой в Бога. То же самое касается бизнесмена, политика или военного, врача или педагога… Подобного рода проникновение религии в быт мы можем наблюдать еще во времена Ветхого Завета, когда начатки своего труда люди приносили в жертву Богу.
Русская деревня немыслима без хлеба и садоводства, но если приносимый в храмы хлеб мы видим каждый день в просфорах, а виноградарь всегда старается для нашей Евхаристии, то такие продукты, как мед, яблоки или орехи — это символы благоволения Божия к нам и тем условиям, в которых мы трудимся на земле для людей и Бога. Что же касается пшеницы, вина и елея (масла), эти продукты Церковь освящает на литии по большим праздникам.
— Актуально ли освящение начатков урожая в большом городе, для людей, которые не ведут никаких сельскохозяйственных работ?
— Традиция освящения плодов своего труда актуальна и для горожан. Но сегодня человек нередко занят такими формами деятельности, которые не позволяют принести ее результаты в церковь. Не будет же бухгалтер приносить в храм свой первый отчет в налоговую, а учитель — дневники своих учеников… Но они получают и универсальный результат — это деньги, и могут поддержать ими христианскую общину, частью которой являются. В дни перечисленных вами праздников эта жертва приобретает особую форму: на заработанные деньги можно купить в магазине дары природы, освятить их и пожертвовать на пропитание клирикам и прихожанам, угостить освященными яблоками, медом или виноградом своих родных и близких — и это будет форма проповеди учения Христова. Мы оказываем любовь людям в честь христианского праздника — можно сказать, что это форма проповеди, преисполненная любви и внимания. В условиях большого города это сейчас более чем необходимо.
— С этим периодом связаны различные суеверия: некоторые считают, например, что нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса…
— Суеверие — это убеждение человека в том, что посюсторонние события могут повлиять на потусторонний мир, и наоборот, преисполненное страха. Где страх — там нет нормальной веры, там невозможна любовь, а где невозможна любовь, там не может быть Христа. Поэтому нужно избегать всяких глупых суеверий. А для того чтобы научиться их видеть, нужно начать жить в традиции Церкви — по-настоящему узнавать ее наследие, принимать участие в жизни своего прихода, найти себе какое-то послушание, начать жить по богослужебному календарю, часто исповедоваться у одного и того же священника и причащаться Святых Христовых Таин. И когда человек войдет в традицию Церкви, то все суеверия, что мучили его бедную голову, сами уйдут в небытие. Человек станет счастливым. Даже в искушениях не будет страха, потому что в его сердце будет Христос. Если рассуждать на такой духовной высоте мысли, то все вопросы о яблоках тоже сами собой исчезнут.
— Как правильно распорядиться освященными начатками урожая: предназначаются ли они для домашнего стола или их стоит раздать нуждающимся?
— Здесь выбор всегда за хозяином. Как будет разумно, так и нужно поступить. Важно другое — наличие желания творить добрые дела. А то у нас как обычно бывает? Пчеловод, хлебороб или садовод настолько зацикливается на получении прибыли, что ему представляется кощунственной сама мысль о том, чтобы кому-то что-то отдать. Человек включает свой внутренний калькулятор, забывая «включить» свое верующее сердце и настроить его на волну Евангелия. В суете, озлобленности и материалистическом восприятии мира мы забываем о самом главном — о Боге и ближних, не спешим творить добро. Это делает человека несчастным, торопливым на раздражительность и всякий грех.
Господь же нам что сказал? Нужно спешить делать благие дела, отмерять мерой евангельской, щедро одаривать нуждающихся, и Господь тогда не преминет помогать нам в наших делах.
Газета «Православная вера», № 15 (707), август 2022 г.
[ Иерей Александр Кузьмин , Беседовала Елена Сапаева ]Последние новости
Спортивное мероприятие «Вдохновение»: старт с впечатляющего выступления
Женский оздоровительный клуб вдохновил зрителей на активный образ жизни.
Правила пожарной безопасности в осенне-зимний период
Обратите внимание на важные меры предосторожности.
Возобновление троллейбусного движения в Саратове
С 23 ноября в городе вновь запустили троллейбусы по двум маршрутам.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку