Игумен земли Русской
Когда мы приезжаем в Сергиев Посад и подходим к воротам Троице-Сергиевой Лавры, когда мы слышим звон ее колоколов и молимся за богослужением в ее прекрасных храмах,— представляем ли мы себе, как все это начиналось,
Несколько позже братья решили построить церковку и пошли пешком в Москву, за благословением к митрополиту Феогносту; а тот, подумав, что вдвоем братья этого дела не осилят, послал с ними в лес нескольких монахов; и они подняли небольшую бревенчатую церковь, освятив ее во имя Святой Троицы. «Так скромно было положено основание Свято-Троицкого монастыря»,— пишет святитель Димитрий Ростовский в житии преподобного Сергия.
Но в дальнейшем сложилось так, что Варфоломей остался в этом месте совсем один — ушли все, даже брат, который предпочел суровому уединению московский общежительный монастырь. И именно тогда Бог послал к Варфоломею игумена Митрофана, постригшего его в иноческий чин. Это был день святых мучеников Сергия и Вакха. Новопостриженному шел двадцать четвертый год.
Мы привыкли представлять себе преподобного Сергия седобородым старцем, а ведь ему не было тридцати, когда к нему уже шел со всех сторон русский народ — за утешением, за советом, за словом любви. Многие слезно просили позволения остаться — жить и молиться рядом. Сергий отвечал, что жить здесь, в этом безлюдном месте, очень трудно; кого-то это останавливало, кого-то нет, и вот — на месте, где молодой подвижник желал подвизаться уединенно, возникло целое поселение, община пустынножителей: у каждого своя избушка-келья, и все они обнесены изгородью — тыном. Повседневную жизнь лесных отшельников святитель Димитрий описывает так:
«Часто у братии не было вина для совершения Божественной литургии, и они были принуждаемы с глубоким чувством сожаления лишать себя и сего духовного утешения; часто не хватало пшеницы для просфор или фимиама для каждения, воска для свеч, елея для лампад,— тогда иноки зажигали лучины и при таком освещении совершали службы в церкви. В бедно и скудно освещенном храме они сами горели и пламенели любовью к Богу яснее самых ярких свеч. Проста и несложна была внешняя жизнь иноков, также просто было и всё, что их окружало и чем они пользовались, но величественна была простота сия: сосуды, кои употреблялись для таинства Причащения, были сделаны из дерева, облачение было из простой крашенины, богослужебные книги писались на бересте…»
Чем больше возрастали братья в своем подвиге, тем яснее им становилось, насколько необходим в обители игумен — духовный руководитель и наставник, человек, которому они предали бы себя в полное послушание. Не считая достойным себя, Сергий пошел просить игумена у епископа Волынского Афанасия, управлявшего делами Русской митрополии (напомним, Патриарха у русских тогда еще не было, Русская Церковь подчинялась Константинополю). Но святитель Афанасий ответил:
— Отныне будь отцом и игуменом для братии, тобою же собранной в новой обители Живоначальной Троицы!
Сергий стал игуменом не только для братии. Когда его называют игуменом земли Русской, это означает, что вся наша земля предана Святой Троице, что она — Ее обитель, Ее царство. Вот почему у Руси должен быть игумен, как у монастыря; вот почему каждую эпоху российской истории, какой бы она ни была — славной ли, трагической, освещают нездешним светом святые. И в каждом нашем святом, когда бы он ни жил, вновь и вновь оживают те черты русского подвижника, которые получили совершенное воплощение в преподобном Сергии: глубокое смирение, отсутствие всякого мечтания о себе (см.: Рим. 12 , 16) и та самая любовь, которая не ищет своего (1 Кор. 13 , 5).
Слава о русском игумене дошла уже до Константинополя, а он оставался таким же — если не в храме и не в келье за молитвой, то с топориком, коромыслом, лопатой, метлой — в ветхом залатанном подряснике, который не менял даже для того, чтобы встретить очередную знатную особу, посетившую монастырь.
А меж тем Сергиево древо — воистину древо жизни духовной — росло и разветвлялось. Еще при его жизни, по его благословению, его учениками, последователями, духовными друзьями были основаны знаменитые обители: Спасо-Андроников монастырь, серпуховский Высоцкий, коломенский Старо-Голутвин, московский Симонов… По преставлении игумена его духовные дети основали Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, Николо-Пешношский на Яхроме, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов на Вологодчине, многие другие. Так создавалась единая ткань — Сергиева Русь, страна, которую преподобный игумен населил своими учениками, а те — уже своими учениками, духовными внуками преподобного.
Житие преподобного Сергия рассказывает о многих чудесах, включая воскрешение умершего, и о чудесных явлениях, высшим из которых стало посещение подвижника Пресвятой Богородицей со святыми. Но нужно сказать еще и об общественной миссии игумена Сергия. Поздне-средневековая Русь, истязуемая татаро-монгольским игом и сотрясаемая княжескими междоусобицами, имела в его лице подлинную христианскую совесть. Вот как пишет об этом историк Владислав Петрушко: «Смиренный радонежский подвижник стал непререкаемым авторитетом для своих современников и последующих поколений русских людей… <…> Благотворное влияние игумена Сергия распространялось и на русских князей. Одним своим словом он мог остановить усобицу, примирить враждующих соперников, побудить их осознать свою неправоту. Большое значение имело то, что преподобный Сергий всегда поддерживал курс московских князей, и <…> по всей Русской земле на Москву стали смотреть как на безусловного лидера в деле объединения Руси и борьбы с ордынским игом» (В.И. Петрушко, «Очерки по истории Русской Церкви с древнейших времен до середины XV века», ПСТГУ, 2019). Преподобный Сергий был близок семье святого князя Димитрия Донского, и не случайно именно к нему князь поехал за благословением на Куликовскую битву.
* * *
Преподобный Сергий отошел ко Господу на 78-м году земной жизни, 25 сентября (8 октября по н.с.) 1392 года, передав крест игуменства своему ученику, преподобному Никону Радонежскому. Святого погребли под спудом выстроенной им в свое время Троицкой церкви. Через тридцать лет, в 1422 году, были обретены его святые мощи. Вот как рассказывает об этом один из первых жизнеописателей святого, его младший современник преподобный Епифаний Премудрый: «В то время бывал в обители некий благочестивый муж, весьма почитавший святого. <…> Однажды ночью, молясь, он заснул тонким сном, и вот явился ему блаженный Сергий, говоря: “Передай Игумену обители: почему вы оставляете меня так долго во гробе, покрытого землей? Ведь вода теснит мое тело!”». Когда гроб вскрыли, продолжает преподобный Епифаний, «не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением. Вода стояла с обеих сторон гроба, но тела святого и риз его не касалась. Увидев это, все прославили Бога…». Для святых мощей преподобного Сергия его преемник, преподобный Никон, с помощью Звенигородского и Галицкого князя Георгия (Юрия) Дмитриевича, сына Димитрия Донского и крестника преподобного Сергия, воздвиг каменный Троицкий собор, в котором мощи преподобного пребывают и поныне. И до сего дня совершаются от них чудеса: люди избавляются от болезней и пагубных пристрастий, преображаются духовно, обретают веру и упование. Уникальная роспись собора выполнена духовными внуками преподобного — артелью Андрея Рублева и Даниила Черного; для вновь выстроенного собора была написана светоносная рублевская Троица, о которой отец Павел Флоренский сказал: «Если есть Троица Рублева, значит, есть Бог».
* * *
Итак, текущий год юбилейный: 18 июля мы отметили 600-летие обретения святых мощей преподобного Сергия. А 12 июня сего года, в день Святой Троицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началась реализация масштабной программы по принесению ковчега с честными мощами преподобного Сергия Радонежского в епархии Русской Православной Церкви.Саратов также является одним из пунктов маршрута: ковчег будет пребывать в нашем городе 10-11 августа.
Игумен земли Русской — это святой, которому молятся именно о Руси, о России, об Отечестве, о сохранении души русского народа, его неповторимого лица, о том, чтобы народ наш шел по своему, Самим Богом приуготовленному для него пути. Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди в день 600-летия обретения мощей преподобного сказал об этом так: «Сегодня мы собрались здесь именно для того, чтобы еще и еще раз помолиться об Отечестве нашем, проходящем не самое простое время в своей истории. Да поможет Господь России и всей исторической Руси сохранить веру, сохранить благочестие, сохранить способность содержать в своем сознании, в своей памяти великие духовные подвиги тех представителей нашего народа, кто прославился в лике святых. И среди них один из первенствующих — смиренный Радонежский старец преподобный Сергий, ставший душой нашего народа, великим угодником Божиим, несомненно для всех нас и сегодня молящимся за Русь Святую и веру православную».
[ Марина Бирюкова ]Последние новости
Спортивное мероприятие «Вдохновение»: старт с впечатляющего выступления
Женский оздоровительный клуб вдохновил зрителей на активный образ жизни.
Правила пожарной безопасности в осенне-зимний период
Обратите внимание на важные меры предосторожности.
Возобновление троллейбусного движения в Саратове
С 23 ноября в городе вновь запустили троллейбусы по двум маршрутам.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований