Епископ Вениамин (Милов): чудо благодарной памяти
Есть в Саратове, в самом его центре, старинное кладбище с чудесным и символичным названием – Воскресенское.
Здесь, тогда на окраине городского кладбища, в 1919 году были расстреляны священнослужители и миряне, несколько человек причислены в наши дни к лику святых. Здесь встретили свой последний час церковные труженики, чья биография заканчивается словами: «Расстрелян на Воскресенском кладбище». Батюшки, церковные старосты, певчие, прихожане. Те, кто выносил им приговор, были уверены: скоро с этими «пережитками царского режима» и «представителями эксплуататорских классов» будет покончено навсегда.
Но они не знали о потрясающей силе Христова Воскресения, которому было посвящено кладбище. Спустя сто лет мало кто знает имена сотрудников ЧК (если честно – вообще никто). А на могилах страдальцев за веру служат панихиду, к ним, словно к родным, приходят верующие. Им посвящают книги и фильмы, статьи и учебники для детей.
Побеждая времяЕпископа Вениамина (Милова) с Саратовом связывает немного. Здесь еще совсем молодого человека, задумывающегося о выборе жизненного пути, благословили на монашество и указали на место пострига – московский Данилов монастырь. Здесь на протяжении шести месяцев 1955 года он нес свое архипастырское служение. Когда Патриарху Алексию I удалось вызволить архимандрита Вениамина из очередной ссылки, 4 февраля 1955 в Богоявленском кафедральном соборе он был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского.
Во время хиротонии владыка сказал, что переживает уже единонадесятый час своей жизни, и она стремительно идет к своему Рубикону. Патриарх ответил: «Что я могу тебе сказать? Ты лучше меня все знаешь». Владыка Вениамин не ошибся: его скоропостижная кончина последовала 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии.
И вот уже более 65 лет к месту его упокоения на Воскресенском кладбище идут верующие люди, чтобы попросить помощи и молитв. Каждый, кто узнал и полюбил владыку, может рассказать свои истории. Они разные, но похожи в одном – этот искренний и горячий молитвенник помогает в самые непростые, запутанные и противоречивые моменты жизни.
Что можно сделать за полгода даже сейчас? А что говорить про то время, когда противодействие Церкви было профессиональной обязанностью целого силового ведомства! Однако именно за шесть месяцев епископ Вениамин оставил по себе такой глубокий след, что по воспоминаниям очевидцев одна девушка, несшая крышку гроба на похоронах, приняла после этого постриг. Когда он произносил: «Дорогие, возлюбленные, Богом данные мне дети», прихожане начинали плакать от теплоты и сердечности этих слов.
«Способность пастыря горячо и благодатно молиться, как и у прочих верующих, раскрывается по мере очищения сердца от страстей… И вы, будущие труженики на ниве Церкви, не позволяйте себе погружаться в чувственность и грязнить себя нечистотою тяжких грехов. В противном случае молитва охладеет в вас, и за этим последует бездушное выполнение вами церковных треб. Тем самым вы удалите себя от Бога и лишите верующих полноты благодатного утешения в храме».
Эти слова, сказанные выпускникам Саратовской православной духовной семинарии, просты и глубоки одновременно. Как и все проповеди этого замечательного человека, которые прихожане старались конспектировать себе в тетради прямо в храме.
Вспоминая в «Дневнике инока» московский Покровский монастырь, куда он был назначен наместником в 1923 году, владыка пишет:
«Он – колыбель моя по монашеству, родина сердца. Я воспринял в нем два величайших урока: урок благоговения перед Божией Матерью и урок проповедничества».
Святая наука смиренияВ чем же секрет такой долгой и благодарной памяти? Да и вообще – о чем можно вспоминать, ведь после владыки уже много архипастырей несло и несет свое служение на Саратовской земле?
Конечно, за последние годы сделано много для того, чтобы верующие люди узнали подробности жизни этого архиерея. В издательстве Саратовской митрополии вышли в свет книга «Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова)» и фильм «Сердечное знание епископа Вениамина». В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» – книга «Епископ Вениамин (Милов)». Но, к сожалению, книги не могут так сильно повлиять на почитание давно почившего архипастыря.
Думаю, дело здесь в образовании. И в первую очередь речь идет не о том образовании ума, за которое в юности будущий архипастырь получил одну оценку «отлично» – общую по всем предметам. И не о богословских работах. Образование души было в его жизни на первом месте. А школы были разные – известные монастыри и не менее известные каторги и ссылки. Семнадцать лет провел владыка Вениамин в тюрьмах и лагерях. Чувствовал дыхание смерти в вагонах и камерах, слышал крики замерзающих в карцере и стоны умирающих от болезней. Терпел одиночество и унижения, лишения в самом необходимом и невозможность иметь главное утешение – совершать литургию. Чтобы в 1955-м, за несколько месяцев до смерти, получить в ответ на свое прошение в Генеральную прокуратуру СССР реабилитацию «за отсутствием состава преступления».
О таком сложно даже читать, не то что переживать. А еще сложнее – поблагодарить Бога за такие испытания и не таить в сердце ненависть и ропот. Но владыка справлялся с этими сложнейшими задачами в школе духовной жизни.
«Сколько пережито, выстрадано за это время, ведает один Господь. Ему принадлежит план моего воспитания, и Он благоволил ввергнуть меня в горнило всевозможных злоключений, очистить скорбями, обогатить жизненным опытом, ибо неискушенный неискусен. Смотрю я на пережитое и ни в чем не могу пожаловаться на Бога… Он только научил меня – сибарита и любителя спокойной жизни – претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, общество чуждых мне людей, показал степени человеческого страдания, научил ценить Свои милости, долготерпение Свое и благость».
Эти строки поражают всякого, кто слышит рассказ о жизни епископа Вениамина на Воскресенском кладбище.
А еще свидетельство студента Московской духовной академии – каждую ночь владыку допрашивали, не давая спасть. Но это не влияло на его прилежание в монашеских послушаниях.
Что помогало все переносить? Может, желание познать ту самую святую науку смирения, которую проходят лишь терпением всего попущенного Богом:
«Надо спешить исправляться. Хотя в деле преобразования грешной души большая часть и принадлежит благодати Божией, тем не менее и на нашу долю остается многое: нужно непрерывно понуждать себя к деланию добра, бороться со своими немощами до самозабвения. Спасает Господь лишь самоотверженных, лишь мучеников Небесной Отчизны ради».
Уже много земных лет владыка – гражданин той Небесной Отчизны. Много лет идут на его могилу те, кто изнемогает на пути туда. И сама эта долгая память разве не чудо победы Христа и Его Церкви над смертью и забвением?
«Православное Заволжье»
[ Марина Шмелева ]Последние новости
Спортивное мероприятие «Вдохновение»: старт с впечатляющего выступления
Женский оздоровительный клуб вдохновил зрителей на активный образ жизни.
Правила пожарной безопасности в осенне-зимний период
Обратите внимание на важные меры предосторожности.
Возобновление троллейбусного движения в Саратове
С 23 ноября в городе вновь запустили троллейбусы по двум маршрутам.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований