Донести свет Христовой истины
В древние времена оглашаемые могли готовиться ко крещению годами. В Иерусалиме, Карфагене, Риме катехизацией занимался сам архиерей вместе с многочисленными помощниками.
15 ноября в зале церковных собраний Покровского собора Саратова прошла третья, заключительная часть панельной дискуссии «Предкрещальная катехизация сегодня: проблемы и перспективы». Финальная часть была посвящена прикладным темам, касающимся важных вопросов приходской практики.
Ведущим мероприятия выступил иерей Максим Титов , заместитель руководителя отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии по катехизаторской работе.
В экспертный состав вошли помощник благочинного Новоузенского округа Покровской епархии по религиозному образованию и катехизации, магистр теологии протоиерей Александр Милованов , клирик храма Рождества Христова г. Саратова, секретарь комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии иерей Максим Плякин , заместитель руководителя миссионерского отдела Саратовской епархии, младший научный сотрудник СПДС иерей Александр Кузьмин , катехизатор СвятоАлексиевского женского монастыря Саратова Дмитрий Витальевич Штокгамер .
На панельной дискуссии присутствовали первокурсники философского факультета СГУ, обучающиеся по направлению «Теология».
На встрече состоялся оживленный диалог. Для подготовки к финальной части проводилось анкетирование: со всех уголков Саратовской митрополии поступили запросы на обсуждение самых актуальных проблем, с которыми сталкиваются катехизаторы.
Отметим вопросы, которые вызвали наиболее горячее обсуждение в ходе дискуссии.
Каковы критерии готовности родителей и восприемников ко крещению младенца и его воспитанию в вере?
Иерей Максим Плякин: «Чрезвычайно больной вопрос. Хотелось бы, чтобы родители были из числа прихожан храма, чтобы духовенство хотя бы визуально было с ними знакомо. В большинстве же случаев приходят люди, которых мы не знаем. Поэтому первый критерий — знакомство священника с родителями младенца. Иначе — мы крестим ребенка, и после этого люди уходят и даже к Причастию малыша не приносят».
Д.В. Штокгамер: «Нужно, чтобы человек, который хочет покрестить ребенка или стать крестным, знал Символ веры. Такое бывает редко. Если вспомнить древнюю модель, тогда катехизировали три года или хотя бы сорок дней. Как сейчас успеть донести весь объем информации за две-три беседы? Это трудно, если не сказать невозможно. Но мы всегда можем помолиться, чтобы Господь этому человеку положил на сердце вынести важное из катехизаторских бесед».
Иерей Александр Кузьмин: «Проблема катехизации — это еще и проблема наполняемости приходов. Я обычно говорю родителям ребенка: вы придите на две-три Литургии, и после этого я покрещу вашего малыша. Иногда этого бывает достаточно, чтобы семья поняла, как живет приходская община, и влилась в нее. Искреннее внимание прихожан к новым людям и благодать Божия могут растопить скепсис и недоверие новичков. А потом уже их семья постепенно превращается в “малую Церковь”. Когда человек видит, что его венчание, крещение его детей становится для прихожан важным событием, которое празднуется всем приходом, то Сам Господь вразумляет и полагает человеку на сердце, что и он не может не соответствовать той норме, которую задает община».
Протоиерей Александр Милованов: «Доминирующий критерий — желание крестных и родителей принимать участие в церковных таинствах. Самое главное, чтобы в сердце человека созрело это желание, и не было противления таинствам Исповеди и Причастия».
Возможно ли крещение младенцев без восприемников и в каких ситуациях?
Иерей Максим Плякин: «Если бы такой вопрос задали священникам IV века, они бы очень удивились. Первоначальная катехизация не предполагала восприемников для детей, она подразумевала крестных только для взрослых. По канонам, воцерковление детей — прямая обязанность родителей. Если родители не готовы учить ребенка вере, то зачем вообще его крестить? Если не заниматься воцерковлением ребенка, он и будучи крещеным может вырасти атеистом».
Участники встречи отметили, что сегодня допустимо крестить без восприемников, если ситуация экстремальная — например, жизнь ребенка в опасности. Но в обычной жизни Синодальное постановление устанавливает наличие одного крестного.
Какие существуют причины для отказа в крещении взрослых и детей?
По словам участников дискуссии, отказать в крещении человеку могут в таких случаях: если оглашаемый проявляет откровенное безбожие, находится в состоянии алкогольного опьянения, одурманенного состояния, а также если оглашаемый заявляет о нежелании участвовать в церковных таинствах или не согласен с любым из двенадцати тезисов Символа веры. Все выступающие пришли к единому мнению, что крестить ребенка неверующих, отвергающих Церковь родителей нельзя. Практика показывает, что если таинство в такой ситуации все же было совершено с участием воцерковленных крестных, родители ребенка препятствуют его воцерковлению.
Участники встречи сформулировали общий вывод, что нужно прежде всего вдумчиво разговаривать с каждым человеком, чтобы понять, с какой целью он хочет покрестить ребенка
* * *
Наталья Хомякова, выпускница курсов катехизаторов, участница дискуссии:
— Ожидая начала мероприятия, мы со знакомыми катехизаторами рассуждали о том, как помочь людям, пришедшим на катехизические беседы, в их дальнейшем воцерковлении, как донести до них свет Христовой истины. Много было сказано слов о правильной подаче материала в беседах и о необходимости организации воскресных школ для взрослых при каждом храме. Сошлись на том, что в деле миссии и просвещения огромную роль играет каждый из нас — каждый верующий человек. Ведь любому христианину задают вопросы о Боге и о нашей вере, а мы должны грамотно ответить на них. «Точный и богословски верный ответ — это хорошо,— подумала я,— но всегда ли знание приводит к вере?» С этим вопросом я встретила начало мероприятия, на котором и получила ответ.
Обобщив мнения и опыт священников, высказавшихся на эту тему, можно сказать так: самая лучшая проповедь — это проповедь делами. Можно сколько угодно твердить о Боге, а руки упавшему не подать. Во время дискуссии эксперты отметили, что лучше всего в деле воцерковления помогает любовь к новообращенному, когда не только священник и катехизатор, но и каждый прихожанин готов его поддержать, помочь. Спаситель сказал: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13 , 35). Единение и любовь в общине, искреннее, теплое отношение друг к другу больше многих слов вызывают у человека желание стать причастным к Церкви Христовой. Вроде бы все очень просто, но, пытаясь помочь человеку на пути воцерковления, вспоминаешь об этом не сразу. Благодарю Бога и отцов-экспертов за очередное напоминание о главной заповеди Христовой — заповеди о любви.
Газета «Православная вера», № 22 (714), ноябрь 2022 г.
[Подготовила Ирина Вострикова ]Последние новости
Спортивное мероприятие «Вдохновение»: старт с впечатляющего выступления
Женский оздоровительный клуб вдохновил зрителей на активный образ жизни.
Правила пожарной безопасности в осенне-зимний период
Обратите внимание на важные меры предосторожности.
Возобновление троллейбусного движения в Саратове
С 23 ноября в городе вновь запустили троллейбусы по двум маршрутам.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований