Чтение – процесс творческий
На иконе Кирилл и Мефодий – равноапостольные солунские братья, создатели славянской азбуки – держат в руках Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Христианин имеет полное право со своими близкими и друзьями, знакомыми и малознакомыми людьми говорить о самом главном в нашей жизни – Боге и православной вере. Иногда такой разговор оказывается плодотворным, удается зародить в собеседнике если не зерна веры, то хотя бы интерес к Православию. Но как же бывает обидно, когда наше слово не только не доходит до собеседника, но приводит к непониманию, обоюдному раздражению, а порой и к конфликту.
Уже не первый раз пытаюсь говорить о Боге с близким мне человеком, очень стараюсь быть убедительной и каждый раз терплю полное фиаско. Вот и на этот раз в дни Светлой седмицы предприняла очередную попытку передать родственнице свой скромный опыт церковной жизни, а в ответ услышала: «А от болезней меня Бог избавит? Нет? Тогда зачем напрягаться?» Вновь наша духовная беседа завершилась ничем. Но сдаваться не хочется, обидно видеть, что земная жизнь дорогого мне человека проходит, а он так и не разобрался, какой в ней смысл и что будет после нее.
Небольшой сборник статей одного из любимых авторов — игумена Нектария (Морозова) — «Как говорить о вере» дает практические советы тем, кто решил стать миссионером в своей собственной семье. «Дар веры слишком драгоценен, чтобы, стяжав его, мы могли не поделиться им с кем-то еще – особенно с теми, кто близок и дорог нам», – пишет автор в предисловии к сборнику и шаг за шагом объясняет, как выстроить «мостик» между Христом и ближними.
Нет смысла пересказывать сборник, в нем всего 30 страниц текста, и читается он легко и быстро, особенно стоит запомнить главу «черный список» – перечень того, что категорически не нужно делать, «чтобы не отпугнуть, не отшатнуть от Церкви и вообще от веры» наших близких. Внимательно прочитала эту главу и поняла, что все делала неправильно.
Игумен Нектарий учит деликатно, «без напора и обличений» рассказывать о жизни с Богом и евангельских заповедях. Не надо никого воспитывать, да и подходим ли мы для этой роли, – рассуждает автор, – если сами не уверены в собственной христианской жизни? Не надо превращаться в «назойливых, приставучих моралистов», словом, говорить о вере, доказывать, воевать за Христа нужно, но только в тех случаях, когда нам есть что сказать. И если мы любим человека и молимся за него.
«Человек человеку – радость»«Поющее сердце» – самое необычное сочинение великого русского мыслителя Ивана Александровича Ильина . Эта философская книга по глубине и поэтичности больше похожа на богословское сочинение, в котором автор открывает читателю таинственные уголки своего сердца. Хотя сам Иван Ильин писал о книге так: «Она посвящена не богословию, а тихому созерцанию… и Богохвалению».
В этой удивительно глубокой и поэтической книге философа, писателя, теоретика религии и культуры, как и в творениях отцов Церкви, говорится о добродетелях и пороках, о том, как преодолеть ненависть и полюбить прощенного, как научиться распознавать свою вину и относиться к лишениям, как приобрести дар молитвы и «взывать к Тому, Кто все может, даже невозможное». Очень глубокая и светлая книга. Она попала ко мне именно тогда, когда я больше всего в ней нуждалась. Какие-то моменты тихих созерцаний писателя оказались особенно мне близки, я их либо уже пережила, либо как раз сейчас переживаю и ищу ответы на трудные вопросы, и ответы нашлись в этой мудрой и очень искренней книге.
Кто из нас не испытывал на себе антипатию или даже ненависть другого человека? Но «нет ли и моей вины в том, что мы оба теперь страдаем: он, ненавидящий, и я, ненавидимый? Возможно, мы сами заражаем другого человека собственной, скрытой ненавистью, которая в нас живет и бессознательно действует на него»? И что же делать, как освободиться от этого проклятия? Ведь не можем же мы распоряжаться чужими чувствами! Рассуждения автора приводят к выводу, что на свете нет виновных и невинных людей, «и постепенно я научаюсь нести не только свою вину, но и чужую, т.е. преодолевать ее духом и любовью». Ненависть исцеляется любовью и только любовью. И прощением. Простить – значит не только забыть рану, но и полюбить прощенного… Ибо, по слову великого православного мудреца Серафима Саровского, «человек человеку – радость».
Глубокая жизненная философия заключена в «правиле счастья», которому научил Ивана Александровича Ильина его дед. С годами писатель понял настоящую мудрость этого правила: «Если хочешь счастья, учись обходиться без лишнего. Тот, кто постоянно думает о недостающем, всегда будет голоден, завистлив, заряжен ненавистью. И наоборот: тот, кто умеет с любовью вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину и красоту жизни». Невозможно пересказать эту светлую жизнеутверждающую книгу, написанную поющим сердцем человека, прожившему трудную жизнь изгнанника.
В предисловии к книге автор говорит о чтении как творческом процессе, ибо «читать – значит искать и находить скрытый писателем духовный клад. Это есть свободное единение с тем, кто впервые приобрел и закопал искомый клад». Иван Ильин, находясь в эмиграции, верил, что его книга найдет своих читателей, и они верно ее поймут и проникнутся идеей автора: «во всем видеть Божий луч». Внимательному и вдумчивому читателю, к которому обращается писатель, обязательно откроется духовная ценность и удивительная красота философско-художественной прозы Ивана Ильина. «Поющее сердце» – это книга, к которой хочется возвращаться и думать над каждой ее страницей.
«Любовь никогда не перестает»«Красота всегда приносит грусть… Может, это неясное, неосознанное воспоминание об утраченном рае? Или потому, что она для нас так мимолетна? Или потому, что мы сравниваем ее с невозможностью совершенства человеческого счастья»? Эта цитата взята из книги Нины Аносовой «Пока еще ярок свет» . Это уникальное собрание воспоминаний нашей землячки, родившейся в Саратове в начале прошлого века, прожившей всю жизнь в эмиграции, сохранившей язык и культуру родной страны и рассказавшей в увлекательном сюжете о религиозных традициях, духовных основах, великодушии и жертвенности русских людей.
События книги заканчиваются 1920 годом, но мы знаем, что любовь никогда не перестает (1 Кор. 13 , 8). Книга полна любви к своим близким и Отечеству, к родной саратовской земле, память о которой Нина Аносова сохранила на всю жизнь. Написанная живым, ярким языком, повесть восстанавливает историю семьи Аносовых, начиная с восемнадцатого века, от старообрядцев, и даже с более далеких времен – с эпохи татаро-монгольского нашествия. Прекрасно зная нравы российской провинции, ее купеческого сословия, автор воссоздает на страницах книги уходящую и ушедшую Россию такой, какой она ее знала и всегда помнила. Читателю будет интересно следить за историей людских судеб, встроенных в историю страны, идущей своим трудным, часто трагическим путем.
«Подходя к закату моей жизни, – пишет Нина Аносова, – я очень сожалею, что события, происходившие до революции и после нее, неизвестны во Франции в их истинном свете. Большинство окружающих меня людей думают, что не было в России ничего, кроме бедных мужиков и богатых, наделенных властью людей, с одной стороны, и террористов-революционеров – с другой…». Повесть нашей землячки – это встреча с прошлым, которой будет рад каждый ценитель хорошей художественной прозы.
«Православное Заволжье»
[ Ольга Стрелкова ]Последние новости
Общественный прием граждан в Саратове: итоги работы чиновников
Депутат Вячеслав Калинин оценивает эффективность взаимодействия власти и населения.
Разъяснения Минпромторга о закупках радиоэлектронной продукции
Министерство промышленности и торговли России уточняет правила закупок.
В Саратове задержан мужчина за причинение вреда здоровью
49-летний подозреваемый признался в своей вине после конфликта на улице.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку