«Разговоры о важном»: кто, с кем и о чем

В новом учебном году во всех школах и колледжах страны ввели цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном".


В новом учебном году во всех школах и колледжах страны ввели цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном". Их цель - нравственно-патриотическое воспитание детей, знакомство с традициями, историей и культурой России. Это нововведение было предложено и утверждено весной-летом практически одновременно с церемонией поднятия государственного флага России и исполнения гимна страны с такой же периодичностью - каждый понедельник.

Собственно, нововведением это назвать сложно, поскольку практика проведения подобных уроков пришла из советской системы образования, где также регулярно проводились уроки политинформации. Сейчас советскую идеологическую составляющую решили заменить патриотической, усилив ее ритуальными действиями с поднятием флага и исполнением гимна.

Заставшее советскую школу в последние годы существования СССР поколение 40-летних и старше уроки политинформации помнят. А вот церемониал с флагом и гимном едва ли. Его в обычных школах и не было. Очень похоже, что идею заимствовали у США (не все же плохое у них перенимать). В американских фильмах частенько фигурирует поднятие флага в учебных заведениях на фоне аккуратно постриженной зеленой лужайки.

С самого начала целью всех этих нововведений было провозглашено нравственно-патриотическое воспитание детей. Первый такой урок повсеместно прошел 1 сентября в День знаний и был посвящен этой дате, недавнему Дню российского флага и некоторым другим важным аспектам в сфере образования и жизни общества – под лозунгом «Россия – стирана возможностей». Регулярные уроки стали проводить с последующего понедельника новой учебной недели, т.е. с 5 сентября. Политинформацией это называть не стали, по своей сути уроки таковыми и не должны быть – они должны стать гораздо шире по своему содержанию. Поэтому их вполне удачно назвали «Разговоры о важном».

Практически с самого начала, когда инициативу только озвучили, возникло немало вопросов. Резких противников идея подобных уроков практически не встретила, поскольку и у власти, и в обществе есть понимание того, что школьникам кто-то должен грамотно доносить ценности патриотизма и помочь разобраться в происходящем вокруг. Особенно остро это понимание дало о себе знать, когда столкнулись с тем, как легко склонная к максимализму молодежь увлекалась ложнопатриотическими идеями некоторых российских оппозиционеров, черпающих поддержку из США и Евросоюза. Понимания добавило и то, как быстро и незаметно для нас в соседней Украине госпропаганда вырастила несколько поколений русобофов и эта русофобия стала проникать в Россию. Кому-то может показаться, что принимаемые властью меры по воспитанию патриотически настроенной молодежи вводятся поспешно, жестко, административно. Возможно это так, но действия правительства оправданы тем, что наша страна сейчас находится в окружении, эпицентре гибридной войны, предполагающей, в том числе, войну за умы и настроения россиян. Потому любое промедление опасно. А некоторые эксперты утверждают, что все это надо было вводить гораздо раньше, ведь предлагались и обсуждались нововведения много лет назад.

Первый вопрос, который возник при введении этих уроков, почему эти задачи не выполняют такие дисциплины как история и обществознание. Дело в том, что содержание этих предметов достаточно велико, а количество отведенных на них часов ограничено и на «разговоры о важном» практически не остается учебных часов, а факультативно таким вещам не учат. Тем не менее, с появлением еженедельных уроков история и обществознание в стороне не останутся. Преподавание истории решено расширить и начинать с первого класса, органично включая ее элементы в другие школьные предметы. Явно подвергнется переработке с усилением патриотического уклона и программа обществознания.

Другой вопрос – о чем конкретно говорить на этих уроках – приглашать ветеранов, читать и обсуждать, как когда-то последние новости из информационных лент, подгонять их под государственные праздники и памятные даты? Но все оказалось проще и очень даже неплохо. За лето федеральное минпросвещения разработало цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном», предложило педагогам для школьников разных возрастов все необходимые методические материалы, включая презентации и видеоролики. Среди тем на ближайшие недели – 165-летия со дня рождения К.Э.Циолковского, День пожилых людей, День учителя, День отца, День музыки, День народного единства и т.д. Как видим, политики и военно-патриотической риторики тут мало и это неплохо. При этом все темы можно подавать через призму достижений и величия России и ее народа. А это и есть патриотическое воспитание. Главное, не перегнуть палку, чтобы не вышло как у соседей, рассказывающих детям как древние укры вырыли Черное море. Собственно, «Россия – родина слонов» мы уже тоже проходили в советскую эпоху.

Некоторые педагоги отмечают, что эти занятия позволяют настроить диалог между взрослым и ребёнком, создать условия, чтобы ученики не опасались задавать определённые вопросы относительно нашей современной действительности и получать на них ответы, чтобы они раскрывались в процессе такого интерактивного общения. Вместе с тем, разговоры о политике, экономике, истории, культуре, патриотизме и духовной сфере вообще, как представляется, должны помочь сориентироваться школьникам в выборе профессии. В идеале предполагается, что уроки будут проходить в формате доверительной беседы. Педагогам не возбраняется отклоняться от министерских «методичек», возможно приглашение на уроки особых гостей.

Отсюда возникает другой важный вопрос – кто будет вести эти уроки, как они будут к ним подготовлены сами и какова их мотивация на «разговоры о важном»? Изначально понятно, что нагрузка ляжет на классных руководителей в школах и кураторов групп в колледжах. Это учителя-предметники самого широкого диапазона от учителей физкультуры и химии до преподавателей гуманитарных наук. Всем им в помощь даны вышеуказанные методические материалы, которые освоить и преподавать несложно. Вопрос в другом: являются ли педагоги не столько подготовлены, сколько замотивированы на то, чтобы внушать ученикам патриотизм, если они и сами часто не верят в то, что должны рассказывать детям? Мотивации не способствует и то, что за эти уроки учителям никто, похоже, доплачивать не собирается и это рассматривается как нагрузка в рамках их кураторских обязанностей, за которые уже установлена доплата. Высказанные опасения опираются на то, что уже 1 сентября «разговоры о важном» нередко были формализованы до скучных сообщений, а то и вовсе было отдано предпочтение обсуждению организационных вопросов с учащимися в связи с началом учебного года.

Возникает и такой вопрос – почему уроки патриотического воспитания не охватили ВУЗы? Как минимум студенты 1-3 курсов по возрасту близки учащимся колледжей и в их головах творится тоже самое. При этом преподаватели высшей школы справятся с задачей, возможно, эффективнее, разумеется, при наличии позитивной мотивации. Надо полагать, это следующий этап реформы.

С появлением этих уроков власти заговорили о восстановлении воспитательной функции в школе. Саратовский зампред и министр образования Михаил Орлов об уроках патриотического воспитания так и заявил: «Все внешнеполитические события показали, насколько важна воспитательная работа в школе. Государство вернулось в воспитательную работу в школе, создало необходимую базу». К слову, этой воспитательной функции призвано содействовать восстановление детско-юношеской организации по примеру пионерии-комсомола, которая получила название «Большая перемена». Буквально вчера президенту страны Владимиру Путину поступило предложение реанимировать еще одну советскую организацию – юных натуралистов. И поскольку подобные инициативы в присутствии президента обычно просто так не высказываются, а Путин ее тут же одобрил, вскоре следует ждать появления еще одной детской организации воспитательно-досугового характера.

В школах с нынешнего учебного года появилась специальная должность советника по воспитательной работе и работе с детскими объединениями. В прошлом году в России стартовал пилотный проект создания в школах этих должностей и с нынешнего года практика еще более расширилась. На традиционном августовском педсовещании Михаил Орлов заявил о том, что в саратовские школы придут 489 советников, прошедших конкурсный отбор. Орлов подчеркнул, что советники не будут очередными завучами, они должны непосредственно работать с учащимися.

Последние новости

Чемпионат России по плаванию в Санкт-Петербурге

С 21 по 26 ноября проходит важное спортивное событие.

Установка павильонов на остановках продолжается

Работы по установке новых павильонов в городе идут полным ходом.

Встреча с жителями Гагаринского района

Павел Сурков приглашает саратовцев на обсуждение местных проблем.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Смоленске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *