Ирина Мирошниченко: Героини меняются вместе с актрисами - обретают новые смыслы
Одна из самых обаятельных и чувственных российских актрис, сыгравшая едва ли не всех главных чеховских героинь, Ирина Мирошниченко празднует юбилей в этом году, вопреки традиции, не на сцене родного театра, а в кругу близких.
Одна из самых обаятельных и чувственных российских актрис, сыгравшая едва ли не всех главных чеховских героинь, Ирина Мирошниченко празднует юбилей в этом году, вопреки традиции, не на сцене родного театра, а в кругу близких. Но встречи с ней поклонникам ждать долго не придется - в новом сезоне МХТ им. Чехова вновь порадует спектаклями с ее участием. Пока же - "РГ" поговорила с народной артисткой о ее родном театре, о худруках, о дорогих ей людях и, конечно, о любви. Вся ваша творческая биография связана с Московским Художественным театром. Кто-то меняет коллективы, сцены, как перчатки, - а вы храните верность одному театру всю жизнь. Как так случилось? Ирина Мирошниченко: В Московский художественный театр меня девочкой привела мама - посмотреть спектакль "Синяя птица". Не могу сказать, что в ту же минуту я стала мечтать оказаться на его сцене, но вот поразительно - я все детство провела на Тверском бульваре, а на месте, где сейчас стоит МХАТ им. Горького, тогда строили цирк. И там была дырка в заборе - можно было пробежать по территории этой стройплощадки, перелезть через еще один забор и попасть как раз во двор моей школы. Мы - школьники - всегда так и делали. Конечно, там дежурил сторож, который нас гонял и, естественно, жила огромная овчарка, от которой мы каким-то чудом убегали, а она пыталась ухватить нас то за ранец, то за ногу. Никогда не думала, что потом на этом месте вместо цирка вырастет прекрасное здание театра, более того, когда мы это здание открывали, одним из первых спектаклей были "Три сестры", где я играла Ольгу. (МХАТ был еще один, не разделился на Чеховский и Горьковский - Ред.). Открывался занавес и начинался мой монолог. Здесь, где я девчонкой бегала с портфелем… Для меня Московский Художественный театр - мой дом, театр моей мечты. Потому что я все там люблю. Все - это что? Ирина Мирошниченко: Людей, спектакли, сцену, атмосферу, миссию этого театра, его школу, моих учителей, актеров. Мне радостно, что я столько лет здесь. Мне радостно, что наш театр сегодня - новый, свежий, молодой, что им руководит Константин Хабенский, у которого очень много планов и энергии. Я очень желаю и ему, и всем нам творческих удач и достижения целей, о которых мы совсем скоро будем говорить на открытии сезона и, вероятно, мечтать. Без мечты невозможно жить, и мне радостно, что еще есть возможность помечтать и пофантазировать, каким будет наш театр и наш новый сезон. В истории Московского Художественного театра множество великих имен. Есть среди них - самые близкие, дорогие для вас? Ирина Мирошниченко: Конечно же, это актер и режиссер Борис Николаевич Ливанов, который открыл мой творческий путь еще в 1968 году. Виктор Яковлевич Станицын, который очень меня любил и давал возможность вводиться в замечательные спектакли и играть новые. Это из старейшин. Не могу не сказать о своих педагогах в Школе-студии МХАТ - Василии Петровиче Маркове и Владимире Николаевиче Богомолове. А потом - Олег Ефремов. Он внес в этот театр абсолютно современный дух, новый стиль, новую манеру, невероятную одержимость, с которой мы работали много лет подряд. Самый мой плодотворный творческий период был связан именно с ним. И, конечно, навсегда в моем сердце Олег Табаков. Уникальный человек. Прежде всего - человек, с большой буквы, с большим размахом души, света, тепла, таланта, доброты, энергии. Коллектив, который он создал, сегодняшняя труппа МХТ им. Чехова - это уникальная труппа. Люди, с которыми радостно встречаться - от входа в театр и до сцены, от репетиций до премьеры и радостно идти по жизни. Вы говорите о себе всегда, как об актрисе театральной. Но ведь у вас немало замечательных ролей в кино - их помнят зрители. Когда первокурсницей вы сбежали без разрешения на съемки фильма "Я шагаю по Москве" - не боялись проблем в театре? Были готовы уйти из театра в кино? Ирина Мирошниченко: Нет, никогда мысли о том, что я уйду в кино не было. Более того, я отказывалась от многих главных ролей в кино, если нужно было уходить из театра, надолго куда-то уезжать. Для меня в приоритете был театр. Так и по сегодняшний день. Я никогда не срывала спектаклей, не ловчила, не хитрила - если когда-то отменяли из-за меня спектакль, только по состоянию здоровья. А бывало, играла и с подвернутой ногой, которая хрустнула у меня прямо на сцене! Перебинтовали. Но это норма. Актер обязан выйти и сыграть, ведь в зале зритель. А о несостоявшихся киноролях не жалею - человек всегда делает выбор в пользу того, что для него важнее. Недавно вы в сотый раз сыграли в спектакле Владимира Петрова "Моя дорогая Матильда". Он идет в МХТ уже десять лет, и эта роль - женщины, для которой смыслом жизни и оправданием всему стала любовь, - стала одной из множества ваших звездных работ… Ирина Мирошниченко: Поразительно, как ты растешь вместе с ролями. В этом смысле у меня был уникальный опыт - "Татуированная роза" в постановке Романа Виктюка по пьесе Теннесси Уильямса. Мы играли спектакль 27 лет. Вы понимаете, что за 27 лет происходит с человеком? Как с возрастом меняется его судьба, психика, характер, наконец! Естественно, меняется и роль. То же происходило и с "Матильдой". Когда мы начинали - это была одна история. Сейчас, когда сыграли сотый спектакль, - другая. Вроде бы та же, но Матильда немного изменилась. В ней, может быть, теперь больше внутреннего света, внутренней боли, а слова обретают новые смыслы. Прежде всего, это пьеса о любви. Поэтому она и востребована зрителем. Это чувство, которое сопровождает человека от рождения до его ухода. Чувство, которое настолько сильно заложено генетически, что в нем все - и желание любить, и боль от потери любви, и воспоминания о любви и страстное желание ощутить ее вновь. В нашем спектакле помимо сюжета, есть именно это чувство. И мне кажется, зритель его чувствует. МХТ им. Чехова закрыл сезон премьерой необычной - полуночным спектаклем-экскурсией "Театральный роман". Актеры водят зрителей по лабиринтам театра, страницы истории этих стен оживают и переплетаются с булгаковским текстом… Уютно вам в таком эксперименте? Ирина Мирошниченко: Это Марина Брусникина, и этим все сказано. В свое время она придумала новый формат мхатовских вечеров и читок пьес, она по-своему интерпретирует произведения, и каждый раз принимая участие в ее проектах, я испытываю огромное наслаждение. "Театральный роман", конечно, тоже решен в новом формате. Мы попробовали превратить булгаковский текст в экскурсию по этому роману, по его главам, по персонажам. Причем, это все абсолютно подлинно, ведь Булгаков приходил именно в этот театр, в это здание, и писал именно о нем. Все здесь наполнено этим смыслом. Побывать в историческом здании, в пространстве исторического текста, но в сиюминутной ситуации с актерами, которые это играют и вовлекают зрителя в эту атмосферу, - очень интересно. Это, правда, уникальная постановка. Есть еще роли, о которых вы мечтали - но сыграть пока не получилось? Ирина Мирошниченко: Знаете, я никогда не планировала каких-то конкретных наименований. Всегда ждала только новой встречи и новой работы. Не могу сказать, что в моем послужном списке огромное количество ролей - очень много не сыграно, а могло бы быть. Но я об этом никогда всерьез не думала и тем более не сожалела. Я живу сегодняшним днем. Десять ярких ролей в театре Даша Высоцкая - "Соло для часов с боем" (реж. А.Васильев, 1973) Ива - "Эшелон" (реж. А.Эфрос, 1975) Серафина делла Роза - "Татуированная роза" (реж. Р.Виктюк, 1982) Аркадина - "Чайка" (реж. О. Ефремов, 1984) Раневская - "Вишнёвый сад" (реж. О. Ефремов, 1991) Аркадина в новой редакции "Чайки" (О.Ефремов, Н.Скорик, 2001) Госпожа Пернель, мать Оргона - "Тартюф" (реж. Нина Чусова, 2004) Матильда - "Моя дорогая Матильда" (реж. В. Петров, 2011) Королева - "Мушкетёры. Сага. Часть первая" (реж. К.Богомолов, 2015) "Театральный роман" (реж. М. Брусникина, 2022) Десять фильмов с Ириной Мирошниченко "Я шагаю по Москве", 1963 год "Их знали только в лицо", 1966 год "Андрей Рублев", 1966 год "Дядя Ваня", 1971 год "Пришел солдат с фронта", 1971 год "Это сладкое слово - свобода!", 1972 год "Три сестры", 1977 год "Миссия в Кабуле", 1971 год "Вам и не снилось", 1980 год "Зимняя вишня 2", 1985 год (третья и четвертая "Зимние вишни" - 1995, 2017)
Источник: http://riasar.ru
Последние новости
Спортивное мероприятие «Вдохновение»: старт с впечатляющего выступления
Женский оздоровительный клуб вдохновил зрителей на активный образ жизни.
Правила пожарной безопасности в осенне-зимний период
Обратите внимание на важные меры предосторожности.
Возобновление троллейбусного движения в Саратове
С 23 ноября в городе вновь запустили троллейбусы по двум маршрутам.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку
На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Уссурийске на выгодных условиях